На главную Документация Методическая копилка Содержание
Обобщающий урок по теме « Африка »
Тема урока: « Африка - манящий континент »
Цели и задачи урока: Систематизация и обобщение знаний по теме;
Расширение кругозора ребят;
Формирование умений делать сообщения, работать с цифровым материалом и картами.
Оборудование: Физическая, политическая карты Африки, атласы, план
путешествия, аудиокассета с записью музыки, картины « Коралловые острова », « Экваториальный лес », « горы Атлас».
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Обобщение изученного материала по теме.
Сегодня после изучения темы « Африка »мы должны систематизировать свои знания, привести в порядок мысли. Для этого мы совершим путешествие по материку « Африка », побываем во всех его уголках.
Ребята, поднимите руку, кто из вас бывал в г. Воронеже.
( многие)
А в Москве? (тоже) А кто из вас бывал в Африке? (никто)
« Не ходите, дети, в Африку гулять! »- заклинают родители Танечку и Ванечку в сказке К.И.Чуковского. Но дети, конечно же, не послушались и убежали в Африку. Ведь этот континент манит жителей северных широт, как никакой другой вероятно потому, что на его необъятных просторах остались места, куда ещё не ступала нога человека. Предполагают даже, что среди болот и лесов бассейна реки Конго до сих пор могут жить динозавры. А в эпоху, когда люди побывали практически везде, так хочется оказаться первопроходцами!
И вот сегодня мы с вами совершим заочное путешествие по материку Африка « Африка - манящий континент ». Путешествие наше будет продолжаться 45 минут и чтобы везде успеть, вы должны быть предельно внимательными, собранными и быстро отвечать на поставленные вопросы.
А вот и маршрут нашего путешествия.
Во время путешествия мы сделаем остановки на следующих станциях:
1. Картограф
2. Биографическая
3. Почемучки
4. Путаница
5. Эрудит
6. Самое...самое
7. Страноведческая
8. Отдыхай-ка
А кто сегодня будет лучшим в своих ответах, получит вот такое удостоверение экскурсовода по Африке и высшую оценку. Итак, в путь!
« Африка - неизлечимая страсть: вдохнёшь пыль её красной земли (латерита), услышишь многоголосый бой тамтамов, увидишь в отблесках ночных костров мускулистые тела танцоров в завораживающих масках, и трудно будет возвращаться из этого таинственного мира. Встретившись лицом к лицу с этим необычным континентом, порой веришь в правдоподобие неправдоподобных легенд и сказаний, в подлинность сказок, с детства захватывающих воображение ».
Этими словами В. Корочанцева мы и начинаем путешествие по Африке.
В любом путешествии нельзя обойтись без карты. Ведь как сказал выдающийся учёный Н.Н. Баранский: « Карта - это есть альфа и омега. С карты начинается и картой заканчивается любое географическое открытие ».
Итак, станция « Картограф ». А вот оно и задание. Каждая цифра на карте означает какой - либо географический объект. А чтобы у вас не было сомнений в названиях, вот она подсказка. Жёлтые кружочки - означают названия гор, плоскогорий, низменностей; синие - названия морей, заливов, проливов, рек; красные - государств.
Атлас, Эфиопское нагорье, Драконовые горы Красное море, Гибралтарский пролив, Гвинейский залив Египет, Сомали, Конго, Либерия
Молодцы, карту знаете, идём дальше.
Каждая страна, город, село, континент имеют свою биографию, с которой связаны какие-то цифры, факты, названия, имена. Следующая станция так и называется
« Биографическая ». И здесь вас ждёт задание следующего характера:
1. Что означают эти цифры? ( Это индивидуальное задание)
6671 км - длина реки Нил
3691 тыс. км" - площадь бассейна Конго
1470 м - глубина озера Танганьика 120 м - высота водопада Виктория
101,2 млн чел. - численность населения страны Нигерия 7820 000 км - площадь пустыни Сахара..
А со всем классом мы поиграем в игру
« Что такое? Кто такой? ».
- Сахара Виктория
- Баобаб Чад
- Гинея Калахари
- Д. Ливингстон Либерия
- Лимпопо Гвинейский
- Пигмеи Суэцкий
- Оазис Атлас
- Самум мыс Игольный
- Сомали
- Туареги
Мо-лод-цы! Проверяем задание у доски. Двигаемся дальше. Ребята, впереди я вижу станцию с загадочным названием « Почемучки ». Остановимся. Кого называют « почемучками »? Да на этой станции все вопросы начинаются со слова
« Почему»
1. Почему, река Нил, протекая по пустыне, теряет много воды на испарение и просачивание в грунт, но не иссякает, хотя дождей почти не бывает?
2. Почему Африка самый жаркий континент?
3. Почему наиболее густая речная сеть в экваториальном и субэкваториальном климатических поясах?
4. Почему озеро Чад меняет свои очертания?
5. Почему крайняя западная точка имеет западную долготу, а все остальные восточную?
6. Почему река Конго (Заир ) имеет два названия?
7.
Почему материк Африка называют материк коротких теней?
Попрощаемся со станцией « Почемучки » и в путь. А путь наш лежит по
непроходимым лесам бассейна Конго и чтобы выбраться из них нам надо
отгадать по описанию природную зону.
1. Лесная растительность расположена ярусами, почвы красно-жёлтые ферралитные; обезьяны, леопард, окапи - обитатели этой зоны.
2. Богатые перегноем красно-бурые почвы, выделяют сухой и влажные сезоны, самые распространённые деревья - баобаб и зонтичная акация.
3. Растительность сосредоточена в оазисах, самое ценное растение - финиковая пальма, дожди не выпадают годами.
Следующая станция « Путаница ». Всем предлагается весёлое стихотворение « Африка », в котором вы должны исправить автора.
Африка.
Где-то под руками были близко
Капитана Врунгеля записки.
Он себя считает знатоком,
Африканский мир ему знаком.
Постарайтесь-ка найти при чтении,
Что вы подвергаете сомнению?
Вот и сбылась ты, мечта моя!
Ликует команда: Ура! Земля!
Мы в Африке. Тихий прощай, океан,
Помог воплотить мне блестящий план;
На волнах прибоя доставил корвет.
Большей земли на всём свете нет.
Сентябрьской весной оживает природа.
Снега осталось совсем немного.
Хвоя тихонько летит с эвкалипта,
Пингвины купаются в глине липкой.
Смотрите! Куда-то бежит кенгуру.
Наверное, тигр с ней затеял игру.
Оленей берём, чтоб добраться в Сахару.
Прошу караван, но дают только пару.
В Сахаре нас ждёт и покой, и уют,
Может быть, сока берёзы дадут.
Ну, а пока я ловлю в Танганьике
Щук и китов, но пока не великих.
Африка очень понравилась мне,
О чём сообщаю в этом письме.
Всё мы знаем, молодцы! Ну, что, вперёд. Впереди станция
« Эрудит ». Есть среди нас эрудированные знатоки географии. А задание на этой станции вот - какое: Установить соответствие.
Индивидуальное задание у
доски.
1. Экватор, пояс
Саванна
2.
Саванна
Горилла
Субэкватор, пояс Экватор. Леса Экватор.лес Слон
Тропич. пояс Пустыня Пустыня Верблюд
3. Саванна Финик, пальма Сев. Африка Эфиопия
Экватор, лес Маслич. пальма Юж. Африка Египет
Пустыня Акация зонтич. Вост. Африка Конго
Центр. Африка ЮАР
Индивидуальное задание.
- Определить растения природных зон Африки.
А мы поиграем в игру « Белая ворона ». Белая ворона это то, что выделяется среди большой массы, можно сказать, что-то лишнее. Здесь в каждом столбике есть лишнее слово, т.е. « белая ворона ». Используя свои сигнальные карточки, вы должны показать ту цифру, под которой и находится эта белая ворона, т.е. лишнее слово.
1. Бушмены 1. Алжир 1. Аддис - Абеба
2. Готтентоты 2. Ливия 2. Каир
3. Малагасийцы З.Египет З.Алжир
4. Шведы 4. Греция 4. Афины
Калахари
Намиб
Сахара
Атакама
влк. Килиманджаро
влк. Камерун
влк. Кения
влк. Котопахи
1. Атлас
2. Драконовые горы
3. Капские горы
4.
Альпы
1. Нил
2. Лимпопо
3. Нигер
4. Муррей
Географы нередко применяют к Африке слово « самый ». Наша задача на этой станции выявить, чем же выделяется этот материк среди других материков, что является на этом материке самым - самым...
Африка - самый жаркий материк.
Самая длинная река - Нил.
Самое глубокое озеро в Африке -Танганьика
Самая полноводная река Африки - КонгоЗаир
Самая большая пустыня - Сахара
Великие Африканские – разломы
Самое высокое животное – жираф
Самая крупная птица - страус
Дерево, имеющее самый большой диаметр ствола – баобаб.
Самое крупное наземное млекопитающее - слон
Самая крупная человекообразная обезьяна - горилла.
Восточная Африка является родиной человечества: от мыса Доброй Надежды до Красного моря. Именно в этих местах найдены все останки предка человека. Попросту говоря, любой землянин может сказать. « Я родом из Африки ».
« Не так названье важно для страны
И очертания не так важны,
Как важно то, кто в том краю живёт,
Зачем живёт и чем живёт народ.
Узнать любой страны особый нрав
Мы сможем, лишь людей её узнав.
« Чья Африка? » - спросите у меня,
И я отвечу вам: « Она моя, до смерти,
До скончания времён
-Родная мать для всех кто здесь рождён! »»
На станции « Страноведческая » мы побываем с вами в гостях у некоторых народов и странах Африки.
- Люди, живущие в экваториальных лесах Африки, являются самыми маленькими жителями планеты. Они утверждают, что в болотах на северо-востоке Конго до сих пор обитает неизвестное животное, по описаниям похожее на вымершего более 70 млн. лет назад бронтозавра.
Неужели это правда?
- Эти острова - одно из самых живописных мест на Земле, их называют райскими островами. Именно сюда устремляются многочисленные потоки туристов со всего земного шара. Что ж, самое время и нам побывать на них.
- Все с нетерпением ждут Новый год. А как украшают ёлки, делают подарки, встречают его в самом маленьком государстве Южной Африки - Свазиленд?
- Во времена это королевство славилось как один из научных центров арабского мира. Страна, которую многие полюбили и узнали за последнее время. Это Марокко.
А если вы захотите узнать побольше о народах и странах Африки и мира, почитайте энциклопедию « Народы, страны, цивилизации ».
Наше путешествие подходит к концу. На станции
« Отдыхай - ка » мы немного отдохнём и разгадаем кроссворд.
По вертикали:
1. Самый большой остров, расположенный у восточных берегов. ( Мадагаскар )
2. Эти растения, свисая гирляндами с деревьев, делают лесную чащу местами непроходимой. ( Лианы)
3. Эти животные являются родственниками жирафа и встречаются только в Африке в экваториальном лесу. ( Окапи)
4. О каком природном объекте писал один из исследователей Африки: «... открывается прекрасный вид на массу воды, от которой поднимается один из столбов пара; совершенно прозрачная, она низвергается со скалы и образует вид густой сплошной массы пены до самого дна. Её бездна вызывала у меня представление о снеге...» (Водопад)
5. Страна - колыбель человеческой цивилизации, страна пирамид и фараонов.
(Египет)
6. Это созвездие видно только на экваторе. ( Южный крест)
7. Самый высокий вулкан в Африке - 5895 м. (Килиманджаро)
1. Об этой реке писал детский писатель К.И. Чуковский в сказке « Доктор Айболит»
( Лимпопо)
2. Страна наибольшая по численности населения? ( Нигерия)
3. Знаменитая Египетская царица, эталон красоты. ( Клеопатра)
4. Какой реке пели хвалебные песни жители одной из стран: «... Слава тебе, орошающий пустыню далеко от воды
Владыка рыб и птиц, творец зерна и травы для скота, приносящий хлеб и пищу
всякую.
Если он медлит, жизнь прекращается, и люди гибнут.
Когда же он приходит земля ликует и всё живое в радости. » (Нил)
Вот и закончилось наше путешествие. Я думаю, что вам оно понравилось. Удостоверение экскурсовода и отличные оценки получают:
Домашнее задание: составить кроссворд по Африке.