На главную             Документация         Методическая копилка        Содержание

 

 

Календарно-тематическое планирование

уроков экономики на   

     2010 / 2011 учебный год.

Класс:  10, 11

Учитель:

 

Количество часов:

-      на учебный год:   10 класс -  17часов;

                                     11 класс – 17 часов

 

-      в неделю:  по 1 часу–  во II-м  полугодии

            

Плановых контрольных уроков: 10 класс – 1;  

                                                              11 класс - 1

 

Учебник: В.С. Автономов «Введение в экономику».

 

Пояснительная записка

 

 

Общая характеристика учебного предмета

Содержание среднего (полного) общего образования  на базовом уровне по экономике представляет комплекс знаний по экономике, минимально необходимый современному гражданину России. Он включает общие представления об экономике как хозяйстве и науке, об экономике семьи, фирмы и государства, в том числе в международной сфере. Основные содержательные линии:

·                   человек и фирма;

·                   человек и государство;

·                   экономика домашнего хозяйства.

Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят навыки, умения и ключевые компетентности, необходимые для социализации в экономической сфере.

Программа ориентирована на изучение российскими школьниками базовых экономических понятий, формирование у школьников общих, и в то же время, достаточно цельных представлений о процессах, связанных с экономикой, бизнесом и предпринимательской деятельностью.

Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения прежде всего экономики фирмы и государства. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с другими разделами обществоведения, с курсами математики, истории, географии, литературы и др.

 

 

Цели

Изучение экономики в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

·   развитие гражданского образования, экономического образа мышления; потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин; способности к личному самоопределению и самореализации;

·   воспитание ответственности за экономические решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности;

·   освоение системы знаний об экономической деятельности и об экономике России для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;

·   овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства;

·   формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач; освоения экономических знаний для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.

 

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

 

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Экономика» на этапе среднего (полного)  общего образования являются:

-   объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

-   решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;

-   применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

-   умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

-   поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

-   выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

-   работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;

-   самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

-   участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);

-   пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

-   владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10 класс

 

№ урока

Тема урока

Основные понятия

Повторение на уроке

ВШК

Оборудование

Использование ИКТ

Домашнее задание

Сроки проведения

Примечание

I. Основы экономической жизни общества (3 ч.)

1.

. Экономическая наука. Экономические блага

Экономика и экономическая наука. Потребности. Блага и услуги. Редкость (ограниченность) благ. Свободные (неэкономические) и экономические блага. Выбор и альтернативная стоимость

 

 

 

 

Стр. 5 – 7

определения

 

 

2.

Производство

Производство. Факторы производства. Продукт. Производительность факторов производства. Закон убывающей отдачи. Разделение труда. Специализация и ее преимущества

 

 

 

 

Стр. 8 – 13 ,

 

 

3.

Экономическая система и ее функции

Основные вопросы экономики: что производить? как производить? для кого производить? Экономическая система. Традиционная экономика. Централизованная (командная) экономика. Рыночная экономика. Смешанная экономика. Обмен и рынок. Деньги

 

 

 

 

Стр. 15 - 24

 

 

2. Спрос и предложение. Равновесие на рынке (4 ч)

 

2. Спрос и предложение. Равновесие на рынке (4 ч)

4.

Спрос

Спрос. Величина спроса. Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос. Кривая спроса. Графическое отображение изменений спроса и изменений величины спроса. Товары-заменители. Дополняющие товары

Типы экономических систем

 

 

 

Стр. 26 - 33

 

 

5.

Предложение

Предложение. Величина предложения. Закон предложения. Факторы, влияющие на предложение. Кривая предложения. Графическое отображение изменений предложения и изменений величины предложения

Понятие спроса, кривая спроса

 

 

 

Стр.35 - 37

 

 

6.

Изменение спроса и предложения

Эластичность спроса по цене и по доходу. Эластичность предложения по цене. Товары первой необходимости. Предметы роскоши

Понятия спроса и предложения

 

 

 

Стр.38 - 41

 

 

7.

Равновесие на рынке

Равновесная цена. Равновесие на рынке и его графическое отображение

Кривая спроса и предложения

 

 

 

конспект

 

 

3. Потребители (3 ч)

 

3. Потребители (3 ч)

8.

Потребности и полезность

Полезность благ. Закон убывающей предельной полезности. Потребительский выбор. Суверенитет потребителя. Роль информации в процессе потребительского выбора. Реклама. Права потребителя и их защита

 

 

 

 

Стр. 42 - 48

 

 

9.

Доходы и расходы потребителей

Доходы потребителей. Основные источники доходов. Реальные и номинальные доходы. Расходы потребителей. Основные статьи расходов семьи

 

 

 

 

Стр. 49 -54

 

 

10.

. Сбережения и кредит

Сбережения. Доходность и надежность сбережений. Потребительский кредит и его виды

 

 

 

 

Стр.54 – 58

 

 

4. Фирмы, рынки, конкуренция (4 ч)

 

4. Фирмы, рынки, конкуренция (4 ч)

11.

Фирмы, капитал, прибыль

Фирма. Капитал. Физический капитал. Финансовый капитал. Инвестиции. Издержки. Выручка. Прибыль. Максимизация прибыли. Предельные издержки. Предельная выручка

 

 

 

 

стр. 60 - 68

 

 

12.

 Конкуренция. Основные типы рынков

Конкуренция. Совершенная конкуренция. Монополия. Естественная монополия. Барьеры входа/выхода на рынок. Олигополия. Монополистическая конкуренция. Ценовая и неценовая конкуренция. Патенты и торговые марки

 

 

 

 

Стр. 70 - 78

 

 

13.

Различные виды фирм

Различные виды фирм. Индивидуальная фирма, товарищество, кооператив, акционерное общество (корпорация). Дивиденд. Банкротство. Ценные бумаги. Акция. Номинал акции. Контрольный пакет акций. Облигация

Виды конкуренции

 

 

 

Стр. 79 - 88

 

 

14.

. Рынок ценных бумаг. Фондовая биржа

Рынок ценных бумаг. Рыночная цена (курс) акции. Ликвидность ценных бумаг. Фондовая биржа. Биржевые спекуляции. Фондовый индекс. Рыночная цена фирмы

Классификация ценных бумаг

 

 

 

Стр. 89 - 95

 

 

 5. Деньги и банки (1 ч)

 

5. Деньги и банки (1 ч)

15.

Деньги и банки

Деньги. Рыночная цена денег (ставка процента). Банки. Безналичные расчеты. Вклад до востребования. Срочный вклад. Банковские резервы. Норма обязательных резервов

 

 

 

 

Стр. 98 - 104

 

 

16.

Контрольная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

17.

Итоговое занятие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11 класс

 

№ урока

Тема урока

Основные понятия

Повторение на уроке

ВШК

Оборудование

Использование ИКТ

Домашнее задание

Сроки проведения

Примечание

1. Государство и экономика (2 ч)

1.

Роль и задачи государства в экономике

Государственное вмешательство в экономику. Социальные пособия. Общественные блага. Государственный сектор. Приватизация. Национализация. Внешние эффекты. Теневая экономика

 

 

 

 

Стр. 106 - 117

 

 

2.

Налоги и бюджет

Налоги. Прямые налоги. Подоходный налог. Косвенные налоги. Налог на добавленную стоимость (НДС). Акцизы. Отчисления на социальное страхование. Внебюджетные фонды. Пропорциональное, прогрессивное и регрессивное налогообложение. Государственный бюджет. Дефицит (профицит) бюджета. Государственный долг

 

 

 

 

Стр. 120 - 131

 

 

2. Экономическое развитие (3 ч)

 

7 Экономическое развитие (3 ч)

3.

Макроэкономика. Валовой внутренний продукт

Макроэкономика и микроэкономика. Совокупный спрос. Совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие. Валовой внутренний продукт (ВВП). Амортизация

 

 

 

 

Стр. 133 - 141

 

 

4.

Благосостояние и экономический рост

Общественная функция благосостояния. Индекс человеческого развития. Величина ВВП на душу населения. Экономический рост. Экстенсивный и интенсивный рост. Мультипликатор. Акселератор. Норма накопления. Темпы экономического роста

Понятие ВВП

 

 

 

Стр. 143 - 152

 

 

5.

Экономические циклы

Экономические циклы. Фазы экономического цикла (подъем, спад, депрессия, оживление). Кризис (резкий переход от подъема к спаду). Объективный характер и неизбежность экономических циклов

 

 

 

 

Стр. 155 - 161

 

 

3. Макроэкономические проблемы (4 ч)

 

8. Макроэкономические проблемы (4 ч)

6.

.Занятость и безработица

Рынок труда. Экономически активное население. Ставка заработной платы. Повременная и сдельная оплата труда. Занятость. Безработица. Фрикционная, структурная и циклическая безработица. Естественный уровень безработицы

 

 

 

 

Стр. 162 - 168

 

 

7.

Борьба с безработицей. Профсоюзы

Социальные последствия безработицы. Мобильность рабочей силы. Профсоюзы. Трудовой договор (коллективный и индивидуальный). Забастовка

 

 

 

 

Стр. 169 - 172

 

 

8.

 Инфляция

Денежная масса. Ликвидность. Наличные и безналичные деньги. Денежные агрегаты М1, М2 и М3. Кредитная эмиссия банков. Инфляция. Инфляция спроса. Инфляция издержек. Инфляционные ожидания. Скрытая инфляция

 

 

 

 

Стр. 173 - 184

 

 

9.

Государственная макроэкономическая политика

Государственная макроэкономическая политика. Фискальная (бюджетная) политика. Монетарная (денежно-кредитная) политика. Государственные заказы

 

 

 

 

Стр. 186 - 196

 

 

4. Международная экономика (5 ч.)

 

 

10.

 Международное разделение труда

 

 

 

 

 

Стр. – 198 - 202

 

 

11.

 Внешняя торговля

Принцип сравнительных преимуществ

 

 

 

 

Стр 203 - 208

 

 

12.

Межнациональные корпорации

Международная торговля. Экспорт. Импорт. Сальдо внешней торговли. Протекционизм. Импортные пошлины (тарифы) Демпинг. Торговые барьеры. Всемирная торговая организация (ВТО)

 

 

 

 

Стр. 211 - 218

 

 

13.

Валютный рынок

Иностранные инвестиции. Прямые и портфельные инвестиции. Экспорт капитала. Межнациональные корпорации. Свободная экономическая зона

 

 

 

 

Стр. 220 - 225

 

 

14.

 Международное экономическое сотрудничество и интеграция

Покупательная способность валют. Паритет покупательной способности. Валютные интервенции. Девальвация и ревальвация

 

 

 

 

Стр. 226 - 231

 

 

5. Проблемы переходной экономики (1 ч)

 

15.

 Проблемы переходной экономики

Переходная экономика. Экономические реформы. Перестройка экономики. Либерализация цен. «Шоковая терапия». Приватизация. Экономические институты

 

 

 

 

Стр. 233 - 244

 

 

16

Итоговое повторение

 

 

 

 

 

 

 

 

17.

Зачет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сайт создан в системе uCoz