На главную Документация Методическая копилка Содержание
Календарно-тематическое планирование
уроков экономики на
2010 / 2011 учебный год.
Класс: 10, 11
Учитель:
Количество часов:
- на учебный год: 10 класс - 17часов;
11 класс – 17 часов
- в неделю: по 1 часу– во II-м полугодии
Плановых контрольных уроков: 10 класс – 1;
11 класс - 1
Учебник: В.С. Автономов «Введение в экономику».
Пояснительная записка
Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по экономике представляет комплекс знаний по экономике, минимально необходимый современному гражданину России. Он включает общие представления об экономике как хозяйстве и науке, об экономике семьи, фирмы и государства, в том числе в международной сфере. Основные содержательные линии:
· человек и фирма;
· человек и государство;
· экономика домашнего хозяйства.
Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят навыки, умения и ключевые компетентности, необходимые для социализации в экономической сфере.
Программа ориентирована на изучение российскими школьниками базовых экономических понятий, формирование у школьников общих, и в то же время, достаточно цельных представлений о процессах, связанных с экономикой, бизнесом и предпринимательской деятельностью.
Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения прежде всего экономики фирмы и государства. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с другими разделами обществоведения, с курсами математики, истории, географии, литературы и др.
Цели
Изучение экономики в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
· развитие гражданского образования, экономического образа мышления; потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин; способности к личному самоопределению и самореализации;
· воспитание ответственности за экономические решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности;
· освоение системы знаний об экономической деятельности и об экономике России для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
· овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства;
· формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач; освоения экономических знаний для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Экономика» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
- объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;
- применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
- умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
- участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
- пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
10 класс
№ урока |
Тема урока |
Основные понятия |
Повторение на уроке |
ВШК |
Оборудование |
Использование ИКТ |
Домашнее задание |
Сроки проведения |
Примечание |
I. Основы экономической жизни общества (3 ч.) |
|||||||||
1. |
. Экономическая наука. Экономические блага |
Экономика и экономическая наука. Потребности. Блага и услуги. Редкость (ограниченность) благ. Свободные (неэкономические) и экономические блага. Выбор и альтернативная стоимость |
|
|
|
|
Стр. 5 – 7 определения |
|
|
2. |
Производство |
Производство. Факторы производства. Продукт. Производительность факторов производства. Закон убывающей отдачи. Разделение труда. Специализация и ее преимущества |
|
|
|
|
Стр. 8 – 13 , |
|
|
3. |
Экономическая система и ее функции |
Основные вопросы экономики: что производить? как производить? для кого производить? Экономическая система. Традиционная экономика. Централизованная (командная) экономика. Рыночная экономика. Смешанная экономика. Обмен и рынок. Деньги |
|
|
|
|
Стр. 15 - 24 |
|
|
2. Спрос и предложение. Равновесие на рынке (4 ч) |
|
2. Спрос и предложение. Равновесие на рынке (4 ч) |
|||||||
4. |
Спрос |
Спрос. Величина спроса. Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос. Кривая спроса. Графическое отображение изменений спроса и изменений величины спроса. Товары-заменители. Дополняющие товары |
Типы экономических систем |
|
|
|
Стр. 26 - 33 |
|
|
5. |
Предложение |
Предложение. Величина предложения. Закон предложения. Факторы, влияющие на предложение. Кривая предложения. Графическое отображение изменений предложения и изменений величины предложения |
Понятие спроса, кривая спроса |
|
|
|
Стр.35 - 37 |
|
|
6. |
Изменение спроса и предложения |
Эластичность спроса по цене и по доходу. Эластичность предложения по цене. Товары первой необходимости. Предметы роскоши |
Понятия спроса и предложения |
|
|
|
Стр.38 - 41 |
|
|
7. |
Равновесие на рынке |
Равновесная цена. Равновесие на рынке и его графическое отображение |
Кривая спроса и предложения |
|
|
|
конспект |
|
|
3. Потребители (3 ч) |
|
3. Потребители (3 ч) |
|||||||
8. |
Потребности и полезность |
Полезность благ. Закон убывающей предельной полезности. Потребительский выбор. Суверенитет потребителя. Роль информации в процессе потребительского выбора. Реклама. Права потребителя и их защита |
|
|
|
|
Стр. 42 - 48 |
|
|
9. |
Доходы и расходы потребителей |
Доходы потребителей. Основные источники доходов. Реальные и номинальные доходы. Расходы потребителей. Основные статьи расходов семьи |
|
|
|
|
Стр. 49 -54 |
|
|
10. |
. Сбережения и кредит |
Сбережения. Доходность и надежность сбережений. Потребительский кредит и его виды |
|
|
|
|
Стр.54 – 58 |
|
|
4. Фирмы, рынки, конкуренция (4 ч) |
|
4. Фирмы, рынки, конкуренция (4 ч) |
|||||||
11. |
Фирмы, капитал, прибыль |
Фирма. Капитал. Физический капитал. Финансовый капитал. Инвестиции. Издержки. Выручка. Прибыль. Максимизация прибыли. Предельные издержки. Предельная выручка |
|
|
|
|
стр. 60 - 68 |
|
|
12. |
Конкуренция. Основные типы рынков |
Конкуренция. Совершенная конкуренция. Монополия. Естественная монополия. Барьеры входа/выхода на рынок. Олигополия. Монополистическая конкуренция. Ценовая и неценовая конкуренция. Патенты и торговые марки |
|
|
|
|
Стр. 70 - 78 |
|
|
13. |
Различные виды фирм |
Различные виды фирм. Индивидуальная фирма, товарищество, кооператив, акционерное общество (корпорация). Дивиденд. Банкротство. Ценные бумаги. Акция. Номинал акции. Контрольный пакет акций. Облигация |
Виды конкуренции |
|
|
|
Стр. 79 - 88 |
|
|
14. |
. Рынок ценных бумаг. Фондовая биржа |
Рынок ценных бумаг. Рыночная цена (курс) акции. Ликвидность ценных бумаг. Фондовая биржа. Биржевые спекуляции. Фондовый индекс. Рыночная цена фирмы |
Классификация ценных бумаг |
|
|
|
Стр. 89 - 95 |
|
|
5. Деньги и банки (1 ч) |
|
5. Деньги и банки (1 ч) |
|||||||
15. |
Деньги и банки |
Деньги. Рыночная цена денег (ставка процента). Банки. Безналичные расчеты. Вклад до востребования. Срочный вклад. Банковские резервы. Норма обязательных резервов |
|
|
|
|
Стр. 98 - 104 |
|
|
16. |
Контрольная работа |
|
|
|
|
|
|
|
|
17. |
Итоговое занятие |
|
|
|
|
|
|
|
|
11 класс
№ урока |
Тема урока |
Основные понятия |
Повторение на уроке |
ВШК |
Оборудование |
Использование ИКТ |
Домашнее задание |
Сроки проведения |
Примечание |
1. Государство и экономика (2 ч) |
|||||||||
1. |
Роль и задачи государства в экономике |
Государственное вмешательство в экономику. Социальные пособия. Общественные блага. Государственный сектор. Приватизация. Национализация. Внешние эффекты. Теневая экономика |
|
|
|
|
Стр. 106 - 117 |
|
|
2. |
Налоги и бюджет |
Налоги. Прямые налоги. Подоходный налог. Косвенные налоги. Налог на добавленную стоимость (НДС). Акцизы. Отчисления на социальное страхование. Внебюджетные фонды. Пропорциональное, прогрессивное и регрессивное налогообложение. Государственный бюджет. Дефицит (профицит) бюджета. Государственный долг |
|
|
|
|
Стр. 120 - 131 |
|
|
2. Экономическое развитие (3 ч) |
|
7 Экономическое развитие (3 ч) |
|||||||
3. |
Макроэкономика. Валовой внутренний продукт |
Макроэкономика и микроэкономика. Совокупный спрос. Совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие. Валовой внутренний продукт (ВВП). Амортизация |
|
|
|
|
Стр. 133 - 141 |
|
|
4. |
Благосостояние и экономический рост |
Общественная функция благосостояния. Индекс человеческого развития. Величина ВВП на душу населения. Экономический рост. Экстенсивный и интенсивный рост. Мультипликатор. Акселератор. Норма накопления. Темпы экономического роста |
Понятие ВВП |
|
|
|
Стр. 143 - 152 |
|
|
5. |
Экономические циклы |
Экономические циклы. Фазы экономического цикла (подъем, спад, депрессия, оживление). Кризис (резкий переход от подъема к спаду). Объективный характер и неизбежность экономических циклов |
|
|
|
|
Стр. 155 - 161 |
|
|
3. Макроэкономические проблемы (4 ч) |
|
8. Макроэкономические проблемы (4 ч) |
|||||||
6. |
.Занятость и безработица |
Рынок труда. Экономически активное население. Ставка заработной платы. Повременная и сдельная оплата труда. Занятость. Безработица. Фрикционная, структурная и циклическая безработица. Естественный уровень безработицы |
|
|
|
|
Стр. 162 - 168 |
|
|
7. |
Борьба с безработицей. Профсоюзы |
Социальные последствия безработицы. Мобильность рабочей силы. Профсоюзы. Трудовой договор (коллективный и индивидуальный). Забастовка |
|
|
|
|
Стр. 169 - 172 |
|
|
8. |
Инфляция |
Денежная масса. Ликвидность. Наличные и безналичные деньги. Денежные агрегаты М1, М2 и М3. Кредитная эмиссия банков. Инфляция. Инфляция спроса. Инфляция издержек. Инфляционные ожидания. Скрытая инфляция |
|
|
|
|
Стр. 173 - 184 |
|
|
9. |
Государственная макроэкономическая политика |
Государственная макроэкономическая политика. Фискальная (бюджетная) политика. Монетарная (денежно-кредитная) политика. Государственные заказы |
|
|
|
|
Стр. 186 - 196 |
|
|
4. Международная экономика (5 ч.) |
|
|
|||||||
10. |
Международное разделение труда |
|
|
|
|
|
Стр. – 198 - 202 |
|
|
11. |
Внешняя торговля |
Принцип сравнительных преимуществ |
|
|
|
|
Стр 203 - 208 |
|
|
12. |
Межнациональные корпорации |
Международная торговля. Экспорт. Импорт. Сальдо внешней торговли. Протекционизм. Импортные пошлины (тарифы) Демпинг. Торговые барьеры. Всемирная торговая организация (ВТО) |
|
|
|
|
Стр. 211 - 218 |
|
|
13. |
Валютный рынок |
Иностранные инвестиции. Прямые и портфельные инвестиции. Экспорт капитала. Межнациональные корпорации. Свободная экономическая зона |
|
|
|
|
Стр. 220 - 225 |
|
|
14. |
Международное экономическое сотрудничество и интеграция |
Покупательная способность валют. Паритет покупательной способности. Валютные интервенции. Девальвация и ревальвация |
|
|
|
|
Стр. 226 - 231 |
|
|
5. Проблемы переходной экономики (1 ч) |
|
||||||||
15. |
Проблемы переходной экономики |
Переходная экономика. Экономические реформы. Перестройка экономики. Либерализация цен. «Шоковая терапия». Приватизация. Экономические институты |
|
|
|
|
Стр. 233 - 244 |
|
|
16 |
Итоговое повторение |
|
|
|
|
|
|
|
|
17. |
Зачет |
|
|
|
|
|
|
|
|