На главную             Документация         Методическая копилка                   Содержание

 

Пояснительная записка.

 

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Данное тематическое планирование составлено с учетом преемственности с программой 5-6 классов. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

-                       осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

-                       выразительное чтение художественного текста;

-                       различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

-                       ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

-                       заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

-                       анализ и интерпретация произведения;

-                       составление планов и написание отзывов о произведениях;

-                       написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

-                       целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Цели

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

·               воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

·               развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

·               освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

·               овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Данное планирование отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения литературе. Основу содержания литературы как учебного предмета со­ставляют чтение и изучение художественных произведений, пред­ставляющих золотой фонд русской классики. Их восприятие, анализ, интерпретация базируются на системе историко- и тео­ретико-литературных знаний, на определенных способах и ви­дах учебной деятельности.

В основе обучения литературе в 7 классе лежат следующие технологии:

-       ориентированная на результат;

-       обучения в сотрудничестве;

-       проектного обучения.

          Основная форма организации учебной деятельности – классно-урочная. При проведении уроков используются индивидуальная, групповая работа как под руководством учителя, так и самостоятельная.

Для отслеживания результатов обучения используются следующие виды контроля: текущий, рубежный, итоговый. Основные формы контроля – устный ответ учащегося, самостоятельная работа (письменный ответ на вопрос, тестирование), сочинение.

Для реализации рабочей учебной программы выбран УМК по литературе под редакцией В.Я.Коровиной (М.: Просвещение), рассчитанный на 2 часа в неделю, реализующий требования государственного стандарта основного общего образования по литературе. Всего письменных работ: 2 классных, 2 домашних сочинений.

 

 

 

 

№ урока

 

           Тема урока

 

Сроки проведения

 

      Цели и задачи

 

 Повторение на уроке

 

Использование ИКТ

 

ВШК

 

 Оборудование

 

Домашнее задание

 

Примечание

1

 Введение. Знакомство со статьёй учебника «Читайте не торопясь».

 

Повторение изученного в 6 классе

 

 

 

Выставка книг

Чит. с. 3-5, зад. 1-3

 

2

Устное народное творчество. Предания.

 

Дать представление о преданиях, познакомить с героями преданий.

Фольклор, предание.

 

 

Текст былины.

С. 7-10, чит. «Садко»

 

3

Анализ былин «Вольга и Микула Селянинович», «Садко».

 

Расширить представление об эпическом герое

Сказка

 

 

Иллюстрации.

 Подг. к вн.чт., с. 11-17.

 

4

В/ч  былина  «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

 

Совершенствовать навыки анализа текста

 

 

 

Рисунки.

С. 11-17.

 

5

Пословицы и поговорки

 

Углубить понятия о жанрах пословиц и поговорок

Фольклор

 

 

Сборники посл-иц и пог-ок

С. 43-44

 

6

Древнерусская литература. «Повести временных лет», «Поучения Владимира Мономаха».

 

Дать понятие о д/р лит-ре

 

 

 

Выставка книг , иллюстрации , Ф/х

С.50-54, зад. 3-4 на с.54, чит. «Повесть о Петре и Февронии Муромских»

 

7

«Повесть о  Петре и Февронии Муромских». Фольклорные мотивы.

 

Определить близость повести к фольклорным произ-ям

Фольклор

 

 

Иллюстрации,Ф/х

 Перес. понр. эпиз

 

8

Гимн любви и верности  в «Повести о Петре и Февронии Муромских»

 

Совершенствовать навыки хар-ки героев

 

Тестирование

 

Текст повести.

С. 64-66(пересказ).

 

9

Стихотворения М.В. Ломоносова.

 

Показать роль Ломоносова в развитии  р / лит-ры

Жанры

 

 

Портреты, Ф/х,книги

Инд./з, выраз. чт.

 

10

Стихотворения Г.Р. Державина

 

Показать новаторское значение твор-ва Державина

 

 

 

Портреты, иллюст-ии ,Ф/х  ,  книги

Стихи Держ.,подгот. к тестам

 

11

В.А. Жуковский. Перевод баллады « Лесной царь»

 

Дать представление об особенностях  худ –го перевода

 

 

 

Портреты, иллюст-ии ,Ф/х

Инд./з, выраз. чт.

 

12

История в произведениях А.С. Пушкина. Поэма «Полтава»

 

Углубить знания учеников о жизни и твор-ве  поэта

Биография Пушкина

 

 

Портреты, иллюст-ии , Ф/х, книги

Выраз. чт. отр. из «Полтавы»

 

13

А.С.Пушкин  «Медный всадник».

 

Знакомство с поэмой

Царствование Петра 1

 

 

Открытки, иллюст-ии

Наиз. отр.из поэмы

 

14

А.С.Пушкин   «Песнь о вещем Олеге». Тема судьбы и пророчества.

 

Развивать навыки анализа текста

Баллада

 

 

Ф/х, иллю-ии

Наиз.отр.  из «Песни…»

 

15

А.С. Пушкин «Борис Годунов» : сцена в Чудовом монастыре.

 

Дать обзор драмы

 

 

 

Ф/х, иллст-ии

 

 

16

А.С.Пушкин. «Станционный смотритель».Образ «маленького человека» в русской литературе.

 

Дать понятие об образе «маленького человека»  в р/лит-ре

 

 

 

Иллюстрации,Ф/х

Подг. к тесту, и нд. /з

 

17

М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича…» Особенности конфликта в «Песне…»

 

Выявить основную идею произ-ия

Биография Лермнтова

 

 

Портреты, иллюст-ии , Ф/х, книги

Подготов. к сочинению по картине.

 

18

Рр Сочинение по картине В. Васнецова «Песня про купца Калашникова».

 

Развитие речи, наблюдательности, воображения, умение выборочно работать с текстом, логически последовательно излагать мысли.

 

 

 

Картина художника.

Допис. соч. Подг. к тестам, отр. наиз.

 

19

Стихотворения М.Ю.Лермонтова «Молитва», «Ангел», «Когда волнуется желтеющая нива».

 

Развивать навыки анализа поэ-го текста

 

Тестирование

 

Иллюст-ии, Ф/х

Наизусть

 

20

Н.В. Гоголь « Тарас Бульба». Эпоха и герои.

 

Познакомить с исторической основой повести

Биография Гоголя

 

 

Портрет, иллюст-ии , книги, Ф/х

«Тарас Бульба», хар-ка Тараса

 

21

Остап и Андрий : две судьбы

 

Обучение сравнительной хар-ке

 

 

 

Иллюст-ии

«Тарас Бульба», зад.по гр.

 

22

Товарищество и братство в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

 

Выявить основную идею повести

 

 

 

Иллюст-ии, Ф/х

Выраз. чт.,инд./з

 

23

Художественные особенности повести

 

Показать особенности изображения человека и природы в повести

Изобразительно-выразительные средства языка

 

 

Иллюст-ии

Наиз. отр.

 

24

Р/Р Подготовка к домашнему сочинению по повести  Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

 

Развитие речи уч-ся

Рассуждение

 

 

 

Напис.соч.

 

25

Герои рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг»

 

Развивать навыки анализа  текста

Биография писателя

 

 

Портрет, иллюст-ии , книги,Ф/х

В/чт «Бирюк»

 

26

В/чт «Бирюк»

 

Совершенствовать навыки хар-ки героя

 

  Тестирование

 

Портрет, иллюст-ии

Переск. от лица персон.

 

27

И.С.Тургенев Стихотворения в прозе.

 

Показать особенности жанра стих-ия в прозе

 

 

 

Портрет ,Ф/х

Наиз. «Русский язык»

 

28

Н.А. Некрасов Историческая основа поэмы «Русские женщины»

 

Развивать навыки анализа поэ-го текста

Биография писателя

 

 

Портрет, иллюст-ии , книги ,Ф/х

Наиз. отр.

 

29

Стихотворения Н.А. Некрасова «Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день…»

 

Выявить особенности лирического героя

Изобразительно-выразительные средства языка

 

 

Иллюст-ии, Ф/х

Выраз . чт

 

30

М.Е. Салтыков-Щедрин и его сказки. «Повесть о том , как один мужик двух генералов прокормил»

 

Показать сатирический пафос сказки

Фольклор

 

 

Портреты, иллюст-ии , Ф/х  , книги

«Дикий помещик»

 

31

М.Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик». Обличие социальных пороков.

 

Показать социальную направленность сказки

 

 

 

Иллюст-ии , ф/х

Подгот.  к тестам

 

32

Игра по сказкам М.Е. Салтыкова-Щедрина

 

Оценить степень освоенности сказок

Изобразительно-выразительные средства языка

 

 

Портреты, иллюст-ии , Ф/х

Гл.  «Детство»

 

33

Л.Н. Толстой «Детство». Взаимоотношения детей и взрослых

 

Развивать навыки анализа текста

Биография писателя

 

 

Портрет, иллюст-ии , книги,Ф/х

План ст   о Толстом, гл.  «Детство»

 

34

Нравственный смысл поступков героев  повести Л.Н. Толстого «Детство»

 

  Показать нравственный смысл поступков героев  повести Л.Н. Толстого «Детство»

 

 

 

Иллюст-ии,Ф/х

Вопросы

 

35

Стихи  русских поэтов 19 века о родной природе

 

Развитие навыков выразительного чтения

Изобразительно-выразительные средства языка

 

 

Портреты, иллюст-ии , книги,Ф/х

Наиз . 1 стих.

 

36

А.П. Чехов «Хамелеон» .Картина нравов в рассказе

 

Развивать навыки анализа текста

Юмор

 

 

Портреты, иллюст-ии , ф/х , в/книг

Выраз.  чт.  р, вопр.асск.

 

37

А.П. Чехов «Хамелеон». Средства юмористической хар-ки.

 

Углубить представление о комическом в лит-ре

Сатира, гротеск

 

 

Иллюст-ии , ф/х

Вн.чт.  по рас.  Чехова

 

38

Вн. чт.По страницам рассказов А.П. Чехова

 

Показать жанровое своеобразие рассказов Чехова

 

Тестирование

 

Иллюст-ии

Инд./з

 

39

И.А. Бунин «Цифры»

 

Совершенствовать навыки анализа текста

Биография писателя

 

 

Портреты, иллюст-ии ,Ф/х

Вн.  чт.  «Лапти»

 

40

Вн.   чт. «Лапти».Стихи И.А. Бунина.

 

Знакомство с поэтическим наследием  Бунина

 

 

 

Портрет,Ф/х

М. Горький «Детство»

 

41-42

М.Горький «Детство».    «Свинцовые мерзости» жизни и живая душа русского человека

 

Совершенствовать навыки анализа текста

Биография писателя

 

 

Портрет, иллюст-ии , книги,Ф/х , в/книг

М. Горький «Детство», инд./з

 

43

М.Горький «Старуха Изергиль» : легенда о Данко

 

Познакомить с понятием «романтизм»

 

 

 

Портреты, иллюст-ии , ф/х

Индю/з

 

44

 Р/Р Урок-консультация по подготовке к домашнему сочинению «Золотая пора детства»

 

Развивать творческие способности уч-ся

 

Тестирование

 

 

Напис.соч.

 

45

Л.Н.Андреев «Кусака»

 

Совершенствовать навыки анализа текста; познакомить с произведением

 

 

 

Портрет, Ф/х

Рассказ о животном

 

46

Слово о Маяковском. Стихотворение «Необычайное приключение , бывшее сМаяковским на даче».

 

Дать предварительное понятие о футуризме

 

 

 

Портреты, иллюст-ии , ф/х

 Вн. чт.

 

47

Вн. чт.В.В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям»

 

Работа над идеей cтих-ия

 

 

 

Портрет, иллюст-ии , Ф/х

Наизусть 1стих

 

48

Сострадание и уважение к человеку в рассказе А.Платонова  «Юшка»

 

Показать своеобразие писателя

Биография писателя

 

 

Портрет

«В прекрасном и ярост. мире»

 

49

А.Платонов.  « В прекрасном и яростном мире». Труд  как основа нравственности.

 

Помочь найти общее в рассказах Платонова

 

 

 

Портрет, рисунки, Ф/х

Материалы к сочинению

 

50

Вн.чт.  «Неизвестный цветок»

 

Помочь найти общее в рассказах Платонова

 

 

 

Портрет, рисунки, Ф/х

Материалы к сочинению

 

51

Р/Р Написание сочинения  «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание ?»

 

Развивать творческие способности уч-ся

Рассуждение

 

 

 

Допис. соч.

 

52

А.Т. Твардовский «Братья», «Снега потемнеют синие…»

 

Развитие навыков анализа лирического произведения

 

 

 

Портрет, Ф/х

Наизусть 1стих

 

53

Стихотворения А.Т.Твардовского .Самостоятельная работа

 

Развитие навыков анализа лирического произведения

Рифма, размеры стихосложения

 

 

 

Инд./з

 

54

Великая Отечественная война в поэзии

 

Показать пафос поэзии военных лет

 

 

 

Портреты, иллюст-ии , ф/х

Наизусть 1стих

 

55

Ф,Абрамов .  «О чём плачут лошади»

 

Совершенствовать навыки анализа текста

 

 

 

Портрет,Ф/х

План рассказа

 

56

Эстетические и нравственные проблемы рассказа Ф.Абрамова  «О чём плачут лошади»

 

Показать важность и актуальность проблемы , поставленной писателем

 

 

 

Портрет

Выраз. чт.

 

57

Е.И. Носов  «Кукла»

 

Показать важность и актуальность проблемы , поставленной писателем

 

 

 

Выставка книг , портрет, Ф/х

Зад. в учеб., рисунки

 

58

Е.И. Носов. «Живое пламя».Взаимосвязь природы и человека.

 

Выявить идею рассказа

 

 

 

Рисунки, Ф/х

Казаков, «Тихое утро»

 

59

Ю.П. Казаков  «Тихое утро»

 

Совершенствовать навыки анализа текста

 

 

 

Портрет, Ф/х

 

 

60

Д.С.Лихачёв  «Земля родная»

 

Углубить представления уч-ся о публицистическом жанре

Стили речи

 

 

Портрет, иллюст-ии ,Ф/х

Наизусть стихи о природе

 

61

Вн.чт. Стихи о родной природе

 

Развитие эстетического вкуса

Рифма, размеры стихосложения

Тестирование

 

Портреты, иллюст-ии , ф/х

Инд./з

 

62

Р.Бёрнс  «Честная бедность» и др.

 

Пробудить интерес к творчеству Бёрнса

Рифма, размеры стихосложения

 

 

Портрет

Задан. в  уч.

 

63

Д.Г. Байрон  « Ты кончил жизни путь , герой…»

 

Знакомство с поэтическим наследием  Байрона

Пушкин, Лермонтов

 

 

Портреты, Ф/х

Задан. в  уч.

 

64

Японские трёхстишия (хокку)

 

Показать особенности японской поэзии

 

 

 

Иллюст-ии, Ф/х

Вн чт. Олдридж «Посл.  дюйм», выраз .  чт .  хокку

 

65

Р.Д. Брэдбери  «Каникулы»

 

Совершенствовать навыки анализа текста

 

 

 

Иллюст-ии, Ф/х

Вн.   чт.

 

66

Вн.чт .Р.Д.Олдридж  «Последний  дюйм»

 

 

 

 

 

 

 

 

67

О.Генри  «Дары волхвов»

 

Развитие навыков вдумчивого чтения

 

 

 

Портрет, Ф/х ,в/книг

Выбороч.  пересказ

 

68

Л. Пиранделло «Черепаха»

 

Совершенствовать навыки анализа текста

 

Тестирование

 

Ф/х

Задание на лето

 

69-70

Резерв

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сайт создан в системе uCoz