На главную Документация Методическая копилка Содержание
Пояснительная записка.
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Данное тематическое планирование составлено с учетом преемственности с программой 5-6 классов. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- анализ и интерпретация произведения;
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Цели
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
· воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
· развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
· освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
· овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Данное планирование отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения литературе. Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и изучение художественных произведений, представляющих золотой фонд русской классики. Их восприятие, анализ, интерпретация базируются на системе историко- и теоретико-литературных знаний, на определенных способах и видах учебной деятельности.
В основе обучения литературе в 7 классе лежат следующие технологии:
- ориентированная на результат;
- обучения в сотрудничестве;
- проектного обучения.
Основная форма организации учебной деятельности – классно-урочная. При проведении уроков используются индивидуальная, групповая работа как под руководством учителя, так и самостоятельная.
Для отслеживания результатов обучения используются следующие виды контроля: текущий, рубежный, итоговый. Основные формы контроля – устный ответ учащегося, самостоятельная работа (письменный ответ на вопрос, тестирование), сочинение.
Для реализации рабочей учебной программы выбран УМК по литературе под редакцией В.Я.Коровиной (М.: Просвещение), рассчитанный на 2 часа в неделю, реализующий требования государственного стандарта основного общего образования по литературе. Всего письменных работ: 2 классных, 2 домашних сочинений.
№ урока |
Тема урока |
Сроки проведения |
Цели и задачи |
Повторение на уроке |
Использование ИКТ |
ВШК |
Оборудование |
Домашнее задание |
Примечание |
1 |
Введение. Знакомство со статьёй учебника «Читайте не торопясь». |
|
Повторение изученного в 6 классе |
|
|
|
Выставка книг |
Чит. с. 3-5, зад. 1-3 |
|
2 |
Устное народное творчество. Предания. |
|
Дать представление о преданиях, познакомить с героями преданий. |
Фольклор, предание. |
|
|
Текст былины. |
С. 7-10, чит. «Садко» |
|
3 |
Анализ былин «Вольга и Микула Селянинович», «Садко». |
|
Расширить представление об эпическом герое |
Сказка |
|
|
Иллюстрации. |
Подг. к вн.чт., с. 11-17. |
|
4 |
В/ч былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» |
|
Совершенствовать навыки анализа текста |
|
|
|
Рисунки. |
С. 11-17. |
|
5 |
Пословицы и поговорки |
|
Углубить понятия о жанрах пословиц и поговорок |
Фольклор |
|
|
Сборники посл-иц и пог-ок |
С. 43-44 |
|
6 |
Древнерусская литература. «Повести временных лет», «Поучения Владимира Мономаха». |
|
Дать понятие о д/р лит-ре |
|
|
|
Выставка книг , иллюстрации , Ф/х |
С.50-54, зад. 3-4 на с.54, чит. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» |
|
7 |
«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Фольклорные мотивы. |
|
Определить близость повести к фольклорным произ-ям |
Фольклор |
|
|
Иллюстрации,Ф/х |
Перес. понр. эпиз |
|
8 |
Гимн любви и верности в «Повести о Петре и Февронии Муромских» |
|
Совершенствовать навыки хар-ки героев |
|
Тестирование |
|
Текст повести. |
С. 64-66(пересказ). |
|
9 |
Стихотворения М.В. Ломоносова. |
|
Показать роль Ломоносова в развитии р / лит-ры |
Жанры |
|
|
Портреты, Ф/х,книги |
Инд./з, выраз. чт. |
|
10 |
Стихотворения Г.Р. Державина |
|
Показать новаторское значение твор-ва Державина |
|
|
|
Портреты, иллюст-ии ,Ф/х , книги |
Стихи Держ.,подгот. к тестам |
|
11 |
В.А. Жуковский. Перевод баллады « Лесной царь» |
|
Дать представление об особенностях худ –го перевода |
|
|
|
Портреты, иллюст-ии ,Ф/х |
Инд./з, выраз. чт. |
|
12 |
История в произведениях А.С. Пушкина. Поэма «Полтава» |
|
Углубить знания учеников о жизни и твор-ве поэта |
Биография Пушкина |
|
|
Портреты, иллюст-ии , Ф/х, книги |
Выраз. чт. отр. из «Полтавы» |
|
13 |
А.С.Пушкин «Медный всадник». |
|
Знакомство с поэмой |
Царствование Петра 1 |
|
|
Открытки, иллюст-ии |
Наиз. отр.из поэмы |
|
14 |
А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Тема судьбы и пророчества. |
|
Развивать навыки анализа текста |
Баллада |
|
|
Ф/х, иллю-ии |
Наиз.отр. из «Песни…» |
|
15 |
А.С. Пушкин «Борис Годунов» : сцена в Чудовом монастыре. |
|
Дать обзор драмы |
|
|
|
Ф/х, иллст-ии |
|
|
16 |
А.С.Пушкин. «Станционный смотритель».Образ «маленького человека» в русской литературе. |
|
Дать понятие об образе «маленького человека» в р/лит-ре |
|
|
|
Иллюстрации,Ф/х |
Подг. к тесту, и нд. /з |
|
17 |
М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича…» Особенности конфликта в «Песне…» |
|
Выявить основную идею произ-ия |
Биография Лермнтова |
|
|
Портреты, иллюст-ии , Ф/х, книги |
Подготов. к сочинению по картине. |
|
18 |
Рр Сочинение по картине В. Васнецова «Песня про купца Калашникова». |
|
Развитие речи, наблюдательности, воображения, умение выборочно работать с текстом, логически последовательно излагать мысли. |
|
|
|
Картина художника. |
Допис. соч. Подг. к тестам, отр. наиз. |
|
19 |
Стихотворения М.Ю.Лермонтова «Молитва», «Ангел», «Когда волнуется желтеющая нива». |
|
Развивать навыки анализа поэ-го текста |
|
Тестирование |
|
Иллюст-ии, Ф/х |
Наизусть |
|
20 |
Н.В. Гоголь « Тарас Бульба». Эпоха и герои. |
|
Познакомить с исторической основой повести |
Биография Гоголя |
|
|
Портрет, иллюст-ии , книги, Ф/х |
«Тарас Бульба», хар-ка Тараса |
|
21 |
Остап и Андрий : две судьбы |
|
Обучение сравнительной хар-ке |
|
|
|
Иллюст-ии |
«Тарас Бульба», зад.по гр. |
|
22 |
Товарищество и братство в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» |
|
Выявить основную идею повести |
|
|
|
Иллюст-ии, Ф/х |
Выраз. чт.,инд./з |
|
23 |
Художественные особенности повести |
|
Показать особенности изображения человека и природы в повести |
Изобразительно-выразительные средства языка |
|
|
Иллюст-ии |
Наиз. отр. |
|
24 |
Р/Р Подготовка к домашнему сочинению по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» |
|
Развитие речи уч-ся |
Рассуждение |
|
|
|
Напис.соч. |
|
25 |
Герои рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг» |
|
Развивать навыки анализа текста |
Биография писателя |
|
|
Портрет, иллюст-ии , книги,Ф/х |
В/чт «Бирюк» |
|
26 |
В/чт «Бирюк» |
|
Совершенствовать навыки хар-ки героя |
|
Тестирование |
|
Портрет, иллюст-ии |
Переск. от лица персон. |
|
27 |
И.С.Тургенев Стихотворения в прозе. |
|
Показать особенности жанра стих-ия в прозе |
|
|
|
Портрет ,Ф/х |
Наиз. «Русский язык» |
|
28 |
Н.А. Некрасов Историческая основа поэмы «Русские женщины» |
|
Развивать навыки анализа поэ-го текста |
Биография писателя |
|
|
Портрет, иллюст-ии , книги ,Ф/х |
Наиз. отр. |
|
29 |
Стихотворения Н.А. Некрасова «Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день…» |
|
Выявить особенности лирического героя |
Изобразительно-выразительные средства языка |
|
|
Иллюст-ии, Ф/х |
Выраз . чт |
|
30 |
М.Е. Салтыков-Щедрин и его сказки. «Повесть о том , как один мужик двух генералов прокормил» |
|
Показать сатирический пафос сказки |
Фольклор |
|
|
Портреты, иллюст-ии , Ф/х , книги |
«Дикий помещик» |
|
31 |
М.Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик». Обличие социальных пороков. |
|
Показать социальную направленность сказки |
|
|
|
Иллюст-ии , ф/х |
Подгот. к тестам |
|
32 |
Игра по сказкам М.Е. Салтыкова-Щедрина |
|
Оценить степень освоенности сказок |
Изобразительно-выразительные средства языка |
|
|
Портреты, иллюст-ии , Ф/х |
Гл. «Детство» |
|
33 |
Л.Н. Толстой «Детство». Взаимоотношения детей и взрослых |
|
Развивать навыки анализа текста |
Биография писателя |
|
|
Портрет, иллюст-ии , книги,Ф/х |
План ст о Толстом, гл. «Детство» |
|
34 |
Нравственный смысл поступков героев повести Л.Н. Толстого «Детство» |
|
Показать нравственный смысл поступков героев повести Л.Н. Толстого «Детство» |
|
|
|
Иллюст-ии,Ф/х |
Вопросы |
|
35 |
Стихи русских поэтов 19 века о родной природе |
|
Развитие навыков выразительного чтения |
Изобразительно-выразительные средства языка |
|
|
Портреты, иллюст-ии , книги,Ф/х |
Наиз . 1 стих. |
|
36 |
А.П. Чехов «Хамелеон» .Картина нравов в рассказе |
|
Развивать навыки анализа текста |
Юмор |
|
|
Портреты, иллюст-ии , ф/х , в/книг |
Выраз. чт. р, вопр.асск. |
|
37 |
А.П. Чехов «Хамелеон». Средства юмористической хар-ки. |
|
Углубить представление о комическом в лит-ре |
Сатира, гротеск |
|
|
Иллюст-ии , ф/х |
Вн.чт. по рас. Чехова |
|
38 |
Вн. чт.По страницам рассказов А.П. Чехова |
|
Показать жанровое своеобразие рассказов Чехова |
|
Тестирование |
|
Иллюст-ии |
Инд./з |
|
39 |
И.А. Бунин «Цифры» |
|
Совершенствовать навыки анализа текста |
Биография писателя |
|
|
Портреты, иллюст-ии ,Ф/х |
Вн. чт. «Лапти» |
|
40 |
Вн. чт. «Лапти».Стихи И.А. Бунина. |
|
Знакомство с поэтическим наследием Бунина |
|
|
|
Портрет,Ф/х |
М. Горький «Детство» |
|
41-42 |
М.Горький «Детство». «Свинцовые мерзости» жизни и живая душа русского человека |
|
Совершенствовать навыки анализа текста |
Биография писателя |
|
|
Портрет, иллюст-ии , книги,Ф/х , в/книг |
М. Горький «Детство», инд./з |
|
43 |
М.Горький «Старуха Изергиль» : легенда о Данко |
|
Познакомить с понятием «романтизм» |
|
|
|
Портреты, иллюст-ии , ф/х |
Индю/з |
|
44 |
Р/Р Урок-консультация по подготовке к домашнему сочинению «Золотая пора детства» |
|
Развивать творческие способности уч-ся |
|
Тестирование |
|
|
Напис.соч. |
|
45 |
Л.Н.Андреев «Кусака» |
|
Совершенствовать навыки анализа текста; познакомить с произведением |
|
|
|
Портрет, Ф/х |
Рассказ о животном |
|
46 |
Слово о Маяковском. Стихотворение «Необычайное приключение , бывшее сМаяковским на даче». |
|
Дать предварительное понятие о футуризме |
|
|
|
Портреты, иллюст-ии , ф/х |
Вн. чт. |
|
47 |
Вн. чт.В.В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям» |
|
Работа над идеей cтих-ия |
|
|
|
Портрет, иллюст-ии , Ф/х |
Наизусть 1стих |
|
48 |
Сострадание и уважение к человеку в рассказе А.Платонова «Юшка» |
|
Показать своеобразие писателя |
Биография писателя |
|
|
Портрет |
«В прекрасном и ярост. мире» |
|
49 |
А.Платонов. « В прекрасном и яростном мире». Труд как основа нравственности. |
|
Помочь найти общее в рассказах Платонова |
|
|
|
Портрет, рисунки, Ф/х |
Материалы к сочинению |
|
50 |
Вн.чт. «Неизвестный цветок» |
|
Помочь найти общее в рассказах Платонова |
|
|
|
Портрет, рисунки, Ф/х |
Материалы к сочинению |
|
51 |
Р/Р Написание сочинения «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание ?» |
|
Развивать творческие способности уч-ся |
Рассуждение |
|
|
|
Допис. соч. |
|
52 |
А.Т. Твардовский «Братья», «Снега потемнеют синие…» |
|
Развитие навыков анализа лирического произведения |
|
|
|
Портрет, Ф/х |
Наизусть 1стих |
|
53 |
Стихотворения А.Т.Твардовского .Самостоятельная работа |
|
Развитие навыков анализа лирического произведения |
Рифма, размеры стихосложения |
|
|
|
Инд./з |
|
54 |
Великая Отечественная война в поэзии |
|
Показать пафос поэзии военных лет |
|
|
|
Портреты, иллюст-ии , ф/х |
Наизусть 1стих |
|
55 |
Ф,Абрамов . «О чём плачут лошади» |
|
Совершенствовать навыки анализа текста |
|
|
|
Портрет,Ф/х |
План рассказа |
|
56 |
Эстетические и нравственные проблемы рассказа Ф.Абрамова «О чём плачут лошади» |
|
Показать важность и актуальность проблемы , поставленной писателем |
|
|
|
Портрет |
Выраз. чт. |
|
57 |
Е.И. Носов «Кукла» |
|
Показать важность и актуальность проблемы , поставленной писателем |
|
|
|
Выставка книг , портрет, Ф/х |
Зад. в учеб., рисунки |
|
58 |
Е.И. Носов. «Живое пламя».Взаимосвязь природы и человека. |
|
Выявить идею рассказа |
|
|
|
Рисунки, Ф/х |
Казаков, «Тихое утро» |
|
59 |
Ю.П. Казаков «Тихое утро» |
|
Совершенствовать навыки анализа текста |
|
|
|
Портрет, Ф/х |
|
|
60 |
Д.С.Лихачёв «Земля родная» |
|
Углубить представления уч-ся о публицистическом жанре |
Стили речи |
|
|
Портрет, иллюст-ии ,Ф/х |
Наизусть стихи о природе |
|
61 |
Вн.чт. Стихи о родной природе |
|
Развитие эстетического вкуса |
Рифма, размеры стихосложения |
Тестирование |
|
Портреты, иллюст-ии , ф/х |
Инд./з |
|
62 |
Р.Бёрнс «Честная бедность» и др. |
|
Пробудить интерес к творчеству Бёрнса |
Рифма, размеры стихосложения |
|
|
Портрет |
Задан. в уч. |
|
63 |
Д.Г. Байрон « Ты кончил жизни путь , герой…» |
|
Знакомство с поэтическим наследием Байрона |
Пушкин, Лермонтов |
|
|
Портреты, Ф/х |
Задан. в уч. |
|
64 |
Японские трёхстишия (хокку) |
|
Показать особенности японской поэзии |
|
|
|
Иллюст-ии, Ф/х |
Вн чт. Олдридж «Посл. дюйм», выраз . чт . хокку |
|
65 |
Р.Д. Брэдбери «Каникулы» |
|
Совершенствовать навыки анализа текста |
|
|
|
Иллюст-ии, Ф/х |
Вн. чт. |
|
66 |
Вн.чт .Р.Д.Олдридж «Последний дюйм» |
|
|
|
|
|
|
|
|
67 |
О.Генри «Дары волхвов» |
|
Развитие навыков вдумчивого чтения |
|
|
|
Портрет, Ф/х ,в/книг |
Выбороч. пересказ |
|
68 |
Л. Пиранделло «Черепаха» |
|
Совершенствовать навыки анализа текста |
|
Тестирование |
|
Ф/х |
Задание на лето |
|
69-70 |
Резерв |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|