На главную             Документация         Методическая копилка      Содержание

 

 

Тематическое планирование по музыке 5 класс

 

№ урока

Содержание

Сроки проведения

Цели и задачи

Повторение на уроке

Использование ИКТ

ВШК

Оборудование

Домашнее задание

Примечание

1

Искусство в нашей жизни

 

Рассказать   о   роли музыки в семье ис­кусств, о ее влиянии на другие искусства

 

Муз. диски

 

Муз. В. Локтева, сл. О. Высоцкой «Песня о России»

Выучить песню

 

2

Что я знаю о песне?

 

Сформировать пред­ставление о песне как истоке и верши­не музыки. Показать взаимосвязь музыки и речи

 

Муз. диски

 

Муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добро­нравова «Прось­ба»; муз. В. Лок­тева «Песня о России»

Конспект

 

3

Как сложили песню?

 

Показать взаимо­связь слова и мело­дии в народной пес­не

 

Муз. диски

 

Русская народная песня  «Мы  пойдем погулять»; муз. А. Пахмуто­вой «Просьба»

Выучить песню

 

4

Песни без слов

 

Познакомить с жан­рами: вокализ; инст­рументальная песня

 

Муз. диски

 

Вокализ. Мелодия из концерта № 3 С. В. Рахманинова; Грустная песенка. П. И. Чайковский

Конспект

 

5

Опера

 

Познакомить с жанром оперы, историей рождения и создания этого жанра, с содержанием оперы «Садко»  Н. А. Римского- Корсакова

 

Муз. диски

 

Н. А. Римский- Корсаков.    Колыбельная   Волховы из оперы «Садко»

Конспект

 

6

Балет

 

Познакомить с жанром «балет» на примере балета «Чиполлино» К. Хачатуряна.

 

Муз. диски

 

К. Хачатурян. Фрагменты балета «Чиполлино».

 

Выучить песню

 

7

Другая жизнь песни

 

Показать возмож­ность возрождения песни в новом жанре

 

Муз. диски

 

М. Глинка, Н. Ку­кольник.   «Жаво­ронок»   (романс); М. Балакирев. «Жаворонок» (пьеса-фантазия)

Конспект

 

8

Жанр кантаты

 

Познакомить с жан­ром кантаты, пока­зать особенности строения, исполне­ния

 

Муз. диски

 

Г. Свиридов. Кан­тата «Поэма па­мяти С. Есенина». «Поет зима, аука­ет, мохнатый лес баюкает» - мело­дия 2-й части кан­таты

Выучить песню

 

9

Превращение песен в симфонические мелодии

 

Сформировать представление учащихся о роли лите­ратуры в появлении новых музыкальных произведений и жанров.

 

Муз. диски

 

Н. А. Римский-Корсаков. Симфо­ническая картина «Сеча при Керженце».

Конспект

 

10

Музыка-главный герой сказки

 

Показать, как музыка, являясь главным героем сказ­ки, проявляет свою волшебную силу - помогает в тяжелую минуту.

 

Муз. диски

 

Д. Кабалевский. «У Лукоморья». Попевка; Н. И. Аладов. Мелодия для скрипки.

 

Конспект

 

11

Почему сказки и песни о силе музыки есть у всех народов мира?

 

На примере грузинской народной сказки «Чонгу-рист» и норвежской народной песни «Волшебный смычок» пока­зать популярность сюжета о силе музыки у разных народов мира.

 

Муз. диски

 

Грузинская народная песня «Че­ла»; норвежская народная песня «Волшебный смычок».

Выучить песню

 

12

Музыка-главный герой басни

 

Показать, что музыка часто звучит не только в сказ­ках и стихах, но и в баснях; дать понятие «квартет».

 

Муз. диски

 

А. Бородин. Квартет № 2, фраг­мент из 3-ей части.

 

Конспект

 

13

Чудо музыки в повестях К. Паустов­ского

 

Показать значение музыки в прозе: му­зыка и литература не иллюстрируют одна другую, а взаимодо­полняют и усилива­ют наши пережива­ния

 

Муз. диски

 

В. А. Моцарт. Фрагмент из 2-ой части    симфонии «Юпитер»;   фраг­мент из 1-й части симфонии № 40

Выучить песню

 

14

«Я отдал молодежи жизнь, работу, та­лант» (Э. Григ)

 

Помочь учащимся выработать более вдумчивое отноше­ние к жизни, более разностороннее, уг­лубленное ее вос­приятие

 

Муз. диски

 

Э. Григ. Мелодия из I части концер­та   с   оркестром; М.    Таривердиев «Маленький принц»

Конспект

 

15

Музыка в жизни ге­роев А. Гайдара

 

Обратить внимание учащихся на музы­кальность произве­дений Л. Гайдара

 

Муз. диски

 

А. Варламов, A. Рубинштейн
«Горные    вершины»; М. И. Глинка «Жаворонок»;

B.Галь, сл. Л. Яхнина «Конь»

Конспект

 

16

Музыка в кино­фильмах

 

Показать роль музы­ки в кинофильмах: музыка помимо на­шей воли воздейст­вует на нас, обостря­ет наши чувства, вызывает эмоцио­нальный отклик

 

Муз. диски

 

Г. Свиридов «Тройка»  из  к/ф «Метель»; Р. Род­жерс «Звуки му­зыки»; Е. Крыла­тое «Колокола»

Выучить песню

 

17

Можем ли мы уви­деть музыку?

 

Показать взаимо­связь музыки и жи­вописи через образ­ное восприятие жиз­ни

 

Муз. диски

 

В. Белый «Орленок»;    Н. А. Рим­ский-Корсаков «Три чуда»

Конспект

 

18

Музыка передает движения

 

Показать взаимосвязь музыки и живописи через об­разное восприятие мира.

 

Муз. диски

 

К. Листов. «Песня о тачанке»; Е. Крылатов, сл. Ю. Энтина «Крылатые качели».

Конспект

 

19

Богатырские образы в искусстве

 

Показать, как разные виды искусства - поэзия, му­зыка и живопись — по-своему и независимо друг от друга воплоти­ли одно и то же жизненное содержание.

 

Муз. диски

 

А. Бородин. «Богатырская сим­фония». Фрагмент; А. Бородин. Романс «Спящая княжна»; шведская народная песня» «Три парня». Обработка В. Попова, русский текст К. Алемасовой.

Выучить песню

 

20

Героические образы в искусстве

 

Показать, как музыка и изобразительное искусство разными путями идут к созданию богатырских образов.

 

Муз. диски

 

Л. Бетховен. Увертюра «Кориа-лан» (фрагмент); С. С. Прокофьев «Вставайте, люди русские»; С. Никитин «Песня о маленьком трубаче».

Конспект

 

21

Музыкальный порт­рет

 

Сопоставить произведения музыки и живописи («Песню Варлаама» М. П. Мусоргского и «Протодьякона» И. Ре­пина); подчеркнуть, что музыка не была написана к картине, а кар­тина не была написана «по музыке»; познакомить с творческим содружеством композиторов «Могучая кучка».

 

Муз. диски

 

М. Мусоргский «Песня Варлаама» из оперы «Борис Годунов»; С. Никитин «Песня о маленьком трубаче».

Конспект

 

22

Музыкальный порт­рет

 

Углубить представления учащихся о многогранных связях музыки и живописи.

 

 

Муз. диски

 

М. П. Мусоргский «Сиротка»; М. П. Мусоргский «Баба-Яга» из «Картинок с выставки»; Г. Стру­ве, сл. Иры Исаковой «Музыка».

Выучить песню

 

23

Музыкальный порт­рет

 

Показать, как музыка изображает душевный мир, пе­реживания своих героев.

 

 

Муз. диски

 

С. С. Прокофьев. Ария Кутузова из оперы «Война и мир». М. И. Глинка. Ария Сусанина из оперы «Иван Сусанин» (фрагмент).

Конспект

 

24

Музыкальный порт­рет

 

Углубить восприятие учащимся музыкальных порт­ретных характеристик; показать, как музыка изображает душевный мир, переживания героев.

 

Муз. диски

 

С. С. Прокофьев. Вальс из оперы «Война и мир»; Г. Струве, сл. И. Исаковой («Я хочу увидеть музы­ку») «Музыка».

Конспект

 

25

Картины природы в музыке

 

Дать понятие «музыкальный пейзаж».

 

 

Муз. диски

 

М. П. Мусоргский «Рассвет на Москва-реке» (вступление к опере «Хаванщина»; Э. Григ «Утро»; В. Баснер, сл. М. Матусовского «С чего начинается Родина?».

Выучить песню

 

26

Можем ли мы увидеть музыку?

 

 

Обобщить представления учащихся о взаимосвязи музыки и изобразительного искусства.

 

Муз. диски

 

М. И. Глинка. Рондо Фарлафа из оперы «Руслан и Людмила»; муз. В. Баснера, сл. М. Матусовского «С чего начинается Родина?».

Конспект

 

27

Можем ли мы услышать живопись?

 

 

Дать возможность почувствовать учащимся, что ка­ждый может услышать в мыслях то, что на самом деле не звучит в этот момент, сопоставив разные по настроению картины.

 

Муз. диски

 

С. Рахманинов. «Прелюдия соль-диез минор»; «Прелюдия соль мажор».

Конспект

 

28

Музыкальные краски

 

 

Показать, что музыка потому и может изображать разные картины жизни, что у нее есть свои краски, тембр.

 

Муз. диски

 

Д. Покрасс «Марш Буденного»; М. Равель «Хабанера»; Я. Френкель «Погоня».

Выучить песню

 

29

Музыкальная живо­пись и живописная музыка

 

Познакомить с направлением в искусстве - импрес­сионизмом, историей создания струнных инструментов.

 

Муз. диски

 

К. Дебюсси «Празднества», «Лунный свет»; Я. Френкель «Погоня».

Конспект

 

30

Музыкальная живо­пись и живописная музыка

 

Углубить представление учащихся об особенностях импрессионизма в музыке.

 

 

Муз. диски

 

К. Дебюсси «Празднества», «Лунный свет»; А. Журбин, сл. П. Синявского «Планета детства».

Конспект

 

31

Настроение картины и музыки

 

Показать взаимо­связь музыки  и живописи   через песенность  при­роды и пейзажность русской народной песни

 

Муз. диски

 

«Вечерний звон». Русская народная песня, сл. И. Коз­лова

Выучить песню

 

32

Многокрасочность и национальный     ко­лорит   музыкальной картины

 

Показать, что в музыке И. Стравинского, также как в картине Б. Кустодиева, множество самых разнообразных контра­стных деталей соединяются в единую, цельную музыкальную картину.

 

 

Муз. диски

 

И. Ф. Стравинский. Фрагменты балета «Петрушка» (тема гулянья, «Танцовщица», «Шарманщик играет на трубе», «Танец оживших кукол»).

Конспект

 

33

Вечная      тема      в искусстве

 

Показать взаимо­связь иконописи и   музыки;   во­площение образа матери   в   свет­ском и духовном искусстве.

 

Муз. диски

 

Ф. Шуберт. Ave Maria; С. В. Рах­манинов. «Все­нощное бдение», «Богородице Дево, радуйся»

Конспект

 

34

Взаимосвязь музыки, литературы, живописи.

 

Обобщить представления учащихся о взаимосвязи искусств.

 

 

Муз. диски

 

Ф. Шуберт. Ave Maria; С. В. Рах­манинов. «Все­нощное бдение», «Богородице Дево, радуйся»

 

 

 

Сайт создан в системе uCoz