На главную Документация Методическая копилка Содержание
Тематическое планирование по музыке 5 класс
№ урока |
Содержание |
Сроки проведения |
Цели и задачи |
Повторение на уроке |
Использование ИКТ |
ВШК |
Оборудование |
Домашнее задание |
Примечание |
1 |
Искусство в нашей жизни |
|
Рассказать о роли музыки в семье искусств, о ее влиянии на другие искусства |
|
Муз. диски |
|
Муз. В. Локтева, сл. О. Высоцкой «Песня о России» |
Выучить песню |
|
2 |
Что я знаю о песне? |
|
Сформировать представление о песне как истоке и вершине музыки. Показать взаимосвязь музыки и речи |
|
Муз. диски |
|
Муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова «Просьба»; муз. В. Локтева «Песня о России» |
Конспект |
|
3 |
Как сложили песню? |
|
Показать взаимосвязь слова и мелодии в народной песне |
|
Муз. диски |
|
Русская народная песня «Мы пойдем погулять»; муз. А. Пахмутовой «Просьба» |
Выучить песню |
|
4 |
Песни без слов |
|
Познакомить с жанрами: вокализ; инструментальная песня |
|
Муз. диски |
|
Вокализ. Мелодия из концерта № 3 С. В. Рахманинова; Грустная песенка. П. И. Чайковский |
Конспект |
|
5 |
Опера |
|
Познакомить с жанром оперы, историей рождения и создания этого жанра, с содержанием оперы «Садко» Н. А. Римского- Корсакова |
|
Муз. диски |
|
Н. А. Римский- Корсаков. Колыбельная Волховы из оперы «Садко» |
Конспект |
|
6 |
Балет |
|
Познакомить с жанром «балет» на примере балета «Чиполлино» К. Хачатуряна. |
|
Муз. диски |
|
К. Хачатурян. Фрагменты балета «Чиполлино».
|
Выучить песню |
|
7 |
Другая жизнь песни |
|
Показать возможность возрождения песни в новом жанре |
|
Муз. диски |
|
М. Глинка, Н. Кукольник. «Жаворонок» (романс); М. Балакирев. «Жаворонок» (пьеса-фантазия) |
Конспект |
|
8 |
Жанр кантаты |
|
Познакомить с жанром кантаты, показать особенности строения, исполнения |
|
Муз. диски |
|
Г. Свиридов. Кантата «Поэма памяти С. Есенина». «Поет зима, аукает, мохнатый лес баюкает» - мелодия 2-й части кантаты |
Выучить песню |
|
9 |
Превращение песен в симфонические мелодии |
|
Сформировать представление учащихся о роли литературы в появлении новых музыкальных произведений и жанров. |
|
Муз. диски |
|
Н. А. Римский-Корсаков. Симфоническая картина «Сеча при Керженце». |
Конспект |
|
10 |
Музыка-главный герой сказки |
|
Показать, как музыка, являясь главным героем сказки, проявляет свою волшебную силу - помогает в тяжелую минуту. |
|
Муз. диски |
|
Д. Кабалевский. «У Лукоморья». Попевка; Н. И. Аладов. Мелодия для скрипки.
|
Конспект |
|
11 |
Почему сказки и песни о силе музыки есть у всех народов мира? |
|
На примере грузинской народной сказки «Чонгу-рист» и норвежской народной песни «Волшебный смычок» показать популярность сюжета о силе музыки у разных народов мира. |
|
Муз. диски |
|
Грузинская народная песня «Чела»; норвежская народная песня «Волшебный смычок». |
Выучить песню |
|
12 |
Музыка-главный герой басни |
|
Показать, что музыка часто звучит не только в сказках и стихах, но и в баснях; дать понятие «квартет». |
|
Муз. диски |
|
А. Бородин. Квартет № 2, фрагмент из 3-ей части.
|
Конспект |
|
13 |
Чудо музыки в повестях К. Паустовского |
|
Показать значение музыки в прозе: музыка и литература не иллюстрируют одна другую, а взаимодополняют и усиливают наши переживания |
|
Муз. диски |
|
В. А. Моцарт. Фрагмент из 2-ой части симфонии «Юпитер»; фрагмент из 1-й части симфонии № 40 |
Выучить песню |
|
14 |
«Я отдал молодежи жизнь, работу, талант» (Э. Григ) |
|
Помочь учащимся выработать более вдумчивое отношение к жизни, более разностороннее, углубленное ее восприятие |
|
Муз. диски |
|
Э. Григ. Мелодия из I части концерта с оркестром; М. Таривердиев «Маленький принц» |
Конспект |
|
15 |
Музыка в жизни героев А. Гайдара |
|
Обратить внимание учащихся на музыкальность произведений Л. Гайдара |
|
Муз. диски |
|
А. Варламов, A.
Рубинштейн B.Галь, сл. Л. Яхнина «Конь» |
Конспект |
|
16 |
Музыка в кинофильмах |
|
Показать роль музыки в кинофильмах: музыка помимо нашей воли воздействует на нас, обостряет наши чувства, вызывает эмоциональный отклик |
|
Муз. диски |
|
Г. Свиридов «Тройка» из к/ф «Метель»; Р. Роджерс «Звуки музыки»; Е. Крылатое «Колокола» |
Выучить песню |
|
17 |
Можем ли мы увидеть музыку? |
|
Показать взаимосвязь музыки и живописи через образное восприятие жизни |
|
Муз. диски |
|
В. Белый «Орленок»; Н. А. Римский-Корсаков «Три чуда» |
Конспект |
|
18 |
Музыка передает движения |
|
Показать взаимосвязь музыки и живописи через образное восприятие мира. |
|
Муз. диски |
|
К. Листов. «Песня о тачанке»; Е. Крылатов, сл. Ю. Энтина «Крылатые качели». |
Конспект |
|
19 |
Богатырские образы в искусстве |
|
Показать, как разные виды искусства - поэзия, музыка и живопись — по-своему и независимо друг от друга воплотили одно и то же жизненное содержание. |
|
Муз. диски |
|
А. Бородин. «Богатырская симфония». Фрагмент; А. Бородин. Романс «Спящая княжна»; шведская народная песня» «Три парня». Обработка В. Попова, русский текст К. Алемасовой. |
Выучить песню |
|
20 |
Героические образы в искусстве |
|
Показать, как музыка и изобразительное искусство разными путями идут к созданию богатырских образов. |
|
Муз. диски |
|
Л. Бетховен. Увертюра «Кориа-лан» (фрагмент); С. С. Прокофьев «Вставайте, люди русские»; С. Никитин «Песня о маленьком трубаче». |
Конспект |
|
21 |
Музыкальный портрет |
|
Сопоставить произведения музыки и живописи («Песню Варлаама» М. П. Мусоргского и «Протодьякона» И. Репина); подчеркнуть, что музыка не была написана к картине, а картина не была написана «по музыке»; познакомить с творческим содружеством композиторов «Могучая кучка». |
|
Муз. диски |
|
М. Мусоргский «Песня Варлаама» из оперы «Борис Годунов»; С. Никитин «Песня о маленьком трубаче». |
Конспект |
|
22 |
Музыкальный портрет |
|
Углубить представления учащихся о многогранных связях музыки и живописи.
|
|
Муз. диски |
|
М. П. Мусоргский «Сиротка»; М. П. Мусоргский «Баба-Яга» из «Картинок с выставки»; Г. Струве, сл. Иры Исаковой «Музыка». |
Выучить песню |
|
23 |
Музыкальный портрет |
|
Показать, как музыка изображает душевный мир, переживания своих героев.
|
|
Муз. диски |
|
С. С. Прокофьев. Ария Кутузова из оперы «Война и мир». М. И. Глинка. Ария Сусанина из оперы «Иван Сусанин» (фрагмент). |
Конспект |
|
24 |
Музыкальный портрет |
|
Углубить восприятие учащимся музыкальных портретных характеристик; показать, как музыка изображает душевный мир, переживания героев. |
|
Муз. диски |
|
С. С. Прокофьев. Вальс из оперы «Война и мир»; Г. Струве, сл. И. Исаковой («Я хочу увидеть музыку») «Музыка». |
Конспект |
|
25 |
Картины природы в музыке |
|
Дать понятие «музыкальный пейзаж».
|
|
Муз. диски |
|
М. П. Мусоргский «Рассвет на Москва-реке» (вступление к опере «Хаванщина»; Э. Григ «Утро»; В. Баснер, сл. М. Матусовского «С чего начинается Родина?». |
Выучить песню |
|
26 |
Можем ли мы увидеть музыку?
|
|
Обобщить представления учащихся о взаимосвязи музыки и изобразительного искусства. |
|
Муз. диски |
|
М. И. Глинка. Рондо Фарлафа из оперы «Руслан и Людмила»; муз. В. Баснера, сл. М. Матусовского «С чего начинается Родина?». |
Конспект |
|
27 |
Можем ли мы услышать живопись?
|
|
Дать возможность почувствовать учащимся, что каждый может услышать в мыслях то, что на самом деле не звучит в этот момент, сопоставив разные по настроению картины. |
|
Муз. диски |
|
С. Рахманинов. «Прелюдия соль-диез минор»; «Прелюдия соль мажор». |
Конспект |
|
28 |
Музыкальные краски
|
|
Показать, что музыка потому и может изображать разные картины жизни, что у нее есть свои краски, тембр. |
|
Муз. диски |
|
Д. Покрасс «Марш Буденного»; М. Равель «Хабанера»; Я. Френкель «Погоня». |
Выучить песню |
|
29 |
Музыкальная живопись и живописная музыка |
|
Познакомить с направлением в искусстве - импрессионизмом, историей создания струнных инструментов. |
|
Муз. диски |
|
К. Дебюсси «Празднества», «Лунный свет»; Я. Френкель «Погоня». |
Конспект |
|
30 |
Музыкальная живопись и живописная музыка |
|
Углубить представление учащихся об особенностях импрессионизма в музыке.
|
|
Муз. диски |
|
К. Дебюсси «Празднества», «Лунный свет»; А. Журбин, сл. П. Синявского «Планета детства». |
Конспект |
|
31 |
Настроение картины и музыки |
|
Показать взаимосвязь музыки и живописи через песенность природы и пейзажность русской народной песни |
|
Муз. диски |
|
«Вечерний звон». Русская народная песня, сл. И. Козлова |
Выучить песню |
|
32 |
Многокрасочность и национальный колорит музыкальной картины |
|
Показать, что в музыке И. Стравинского, также как в картине Б. Кустодиева, множество самых разнообразных контрастных деталей соединяются в единую, цельную музыкальную картину.
|
|
Муз. диски |
|
И. Ф. Стравинский. Фрагменты балета «Петрушка» (тема гулянья, «Танцовщица», «Шарманщик играет на трубе», «Танец оживших кукол»). |
Конспект |
|
33 |
Вечная тема в искусстве |
|
Показать взаимосвязь иконописи и музыки; воплощение образа матери в светском и духовном искусстве. |
|
Муз. диски |
|
Ф. Шуберт. Ave Maria; С. В. Рахманинов. «Всенощное бдение», «Богородице Дево, радуйся» |
Конспект |
|
34 |
Взаимосвязь музыки, литературы, живописи. |
|
Обобщить представления учащихся о взаимосвязи искусств.
|
|
Муз. диски |
|
Ф. Шуберт. Ave Maria; С. В. Рахманинов. «Всенощное бдение», «Богородице Дево, радуйся» |
|
|