На главную Документация Методическая копилка Содержание
Тематическое планирование по музыке 8 класс
№ урока |
Содержание |
Сроки проведения |
Цели и задачи |
Повторение на уроке |
Использование ИКТ |
ВШК |
Оборудование |
Домашнее задание |
Примечание |
1 |
Что значит современность в музыке? |
|
Доказать то, что музыка прошлых эпох может быть глубоко современной нам, людям XXI века, благодаря тем мыслям и чувствам, которые в ней отображены; разграничить понятия «современность» и «мода». |
|
Музыкальные диски |
|
Фрагменты из произведений С. С. Прокофьева «Александр Невский», «Война и мир», фрагмент джазовой музыки, фрагмент песен Б. Окуджавы «Полночный троллейбус», «Транснадежность» группы «Звуки Му», О. Митяева «Как здорово...». |
Выучить песню |
|
2 |
Современна ли музыка И. С. Баха? |
|
Подчеркнуть жизненность искусства прошлого на примере «Токкаты и фуги ре-минор» И.-С. Баха; дать понятие «токкаты». |
|
Музыкальные диски |
|
«Токката и фуга ре-минор» И.-С. Баха, «Шутка» И.-С. Баха. |
Биография Баха |
|
3 |
Искусство в борьбе за сохранение жизни на Земле |
|
Показать способность музыки воздействовать на чувства, мысли, поступки людей на примере песни П. Сигера «Все преодолеем». |
|
Музыкальные диски |
|
Пит Сигер «Все преодолеем», В. Раинчик «Во имя любви». |
Конспект |
|
4 |
Искусство в борьбе за сохранение жизни на Земле |
|
Закрепить понятия «современность», «сюита»; найти и обобщить современность и общность музыкальных задач произведений прошлого и настоящего. |
|
Музыкальные диски |
|
Финал рок-сюиты «Утро планеты» А. Морозова (слушание), Пит Сигер «Все преодолеем» (исполнение), В. Раинчик «Во имя любви» (продолжение разучивания). |
Конспект |
|
5 |
Соната № 14 Л. Бетховена «...Вслушайтесь в нее не только своим слухом, но и всем своим сердцем» Д. Б. Кабалевский. |
|
На примере Сонаты № 14 Л. Бетховена показать, что любовь, даже трагическая, неразделенная, все равно поднимает человека, делает его чище, лучше. |
|
Музыкальные диски |
|
Соната № 14 Л. Бетховена, «Снегири» Ю. Антонова - продолжение разучивания. |
Конспект |
|
6 |
Соната № 14 Л. Бетховена «...Вслушайтесь в нее не только своим слухом, но и всем своим сердцем» Д. Б. Кабалевский. |
|
Показать на примере биографических сведений из жизни Л. Бетховена «радость испытания, радость труда и борьбы, преодоленного страдания, победы над самим собой...»; подтвердить эти позиции бетховенской музыкой («Лунная соната», фрагменты «Патетической сонаты»); подвести учащихся к выводу о том, что музыка укрепляет доброту человека. |
|
Музыкальные диски |
|
Соната № 14 Л. Бетховена, «Снегири» Ю. Антонова - продолжение разучивания. |
Выучить песню |
|
7 |
Человек - главный герой искусства. Тема страдания в музыке XVIII, XIX, XX вв. |
|
Показать, что музыка Баха по строю чувств, образности не менее современна для нас, чем музыка современников; провести параллель сквозь века и континенты (Бах - Лобос - Уэббер); закрепить жанровые особенности арии (интонация, развитие, построение музыки), черты баховского стиля. |
|
Музыкальные диски |
|
И.-С. Бах «Страсти по Матфею» (Ария альта (Петра)), «Во имя любви» В. Раинчик (исполнение). |
Биография Баха |
|
8 |
Человек - главный герой искусства. Тема страдания в музыке XVIII, XIX, XX вв. |
|
Подчеркнуть жизненность искусства прошлого на примере произведений В.-Лобоса «Бразильские бахианы». |
|
Музыкальные диски |
|
В.-Лобос «Бразильская ба-хиана № 5», фрагменты И.-С. Бах «Ария альта», «Снегири», муз. Ю. Антонова, сл. М. Дудина. |
Конспект |
|
9 |
Человек - главный герой искусства. Тема страдания в музыке XVIII, XIX, XX вв. |
|
Провести параллель И. Бах - В.-Лобос - А. Уэббер; подчеркнуть искренность, эмоциональную открытость музыкальных образов рок-оперы «Иисус Христос - суперзвезда». |
|
Музыкальные диски |
|
А. Уэббер «Ария Иисуса в Гефсиманском саду», «Ария Ирода» из рок-оперы «Иисус Христос -суперзвезда». «Ария Иуды». |
Выучить песню |
|
10 |
Может ли быть современной классическая музыка? (Обобщение тем I четверти) |
|
Доказать, используя музыкальные примеры, прозвучавшие на уроках I четверти, что мы можем воспринимать композиторов прошлых эпох как своих современников; современная музыка может стать классической. |
|
Музыкальные диски |
|
Фрагменты произведений, звучавших на уроках. |
|
|
11 |
Новые краски музыки XX в. |
|
Разграничить понятия «традиции» и «новаторство» в музыке; дать понятие «авангардизма»; привести примеры. |
|
Музыкальные диски |
|
А. Шенберг «Уцелевший из Варшавы», А. Онеггер «Пасифик 231» - фрагмент. |
Конспект |
|
12 |
Музыка «легкая» и «серьезная» |
|
Помочь учащимся разобраться в общественных функциях «легкой» и «серьезной» музыки; показать, что их объединяет, а что различает. |
|
Музыкальные диски |
|
Пол Уинтер. «Концерт Земле», «Звуки над водой», «Волчьи глаза» (ансамбль «Консорт»). Б. Окуджава «Надежды маленький оркестрик» - продолжение разучивания. |
Выучить песню |
|
13 |
«Легкое» и «серьезное» в танцевальной музыке (полька) |
|
Раскрыть тяготение к «легкой» и «серьезной» музыке одного жанра - польки на примерах «Польки-пиццикато» И. Штрауса и «Польки» С. Рахманинова. |
|
Музыкальные диски |
|
«Полька-пиццикато» И. Штрауса, «Полька» С. Рахманинова, «Итальянская полька» С. Рахманинова, «Танцуй, танцуй» - чешская полька. |
Биография Штрауса |
|
14 |
«Легкое» и «серьезное» в танцевальной музыке (вальс) |
|
Раскрыть тяготение к «легкой» и «серьезной» музыке одного жанра - вальса на примере «Вальса-фантазии» М. Глинки, фрагментов песен, сочиненных в наши дни. |
|
Музыкальные диски |
|
«Вальс-фантазия» М. Глинки, фрагменты песен «Мальчишки, девчонки» Островского, «Туристской песни» из оперы «А зори здесь тихие...» К. Молчанова, «Школьный корабль» Г. Струве. |
Биография Глинки |
|
15 |
«Легкое» и «серьезное» в песне |
|
Познакомить с классическими образцами французской песенной эстрады. |
|
Музыкальные диски |
|
Гастон Монтегюс «Слава 17-му полку», Эдит Пиаф «Нет, я ни о чем не жалею», Мирей Ма-тье «История любви», муз. Ф. Лея; песни в исполнении Джо Дассе-на, Патрисии Каас. |
Выучить песню |
|
16 |
Ансамбль - значит вместе |
|
Дать представление о сложности понятия «поп-музыка», ВИА на примере творчества групп «Битлз», «Песняры»; показать характерные черты ансамблевого исполнения. |
|
Музыкальные диски |
|
«Вчера», муз. и сл. Д. Ленно-на и П. Маккартни, «Хатынь» И. Лученка. |
Конспект |
|
17 |
Музыка - язык, понятный всем |
|
Показать, как народная тема может обрести новую жизнь и современный дух на примере «Бразилейры» Д. Мийо. |
|
Музыкальные диски |
|
«Бразилейра» Д. Мийо, «Гренада» В. Берковского, «Гренада» М. Таривердиева. |
Конспект |
|
18 |
Бардовская (авторская) песня |
|
Поближе познакомить учащихся с жанром авторской песни; приобщить их к бардовской песне. |
|
Музыкальные диски |
|
В. Берковский, С. Никитин «Ночная дорога», О. Митяев «Как здорово», Ю. Кукин «Говоришь, чтоб остался я», «За туманом», В. Миляев «Весеннее танго», Б. Окуджава «До свидания, мальчики», Ю. Визбор «Милая моя». |
Конспект |
|
19 |
Урок-концерт |
|
Раскрыть тематику бардовской песни; показать ее огромный воспитательный потенциал, заключенный в сочетании выразительных стихов и искренней мелодии. |
|
Музыкальные диски |
|
В. Берковский, С. Никитин «Ночная дорога», О. Митяев «Как здорово», Ю. Кукин «Говоришь, чтоб остался я», «За туманом», В. Миляев «Весеннее танго», Б. Окуджава «До свидания, мальчики», Ю. Визбор «Милая моя», В. Высоцкий «А сыновья уходят в бой», «Я не люблю». |
Выучить песню |
|
20 |
Джаз - дитя двух культур |
|
Дать представление об истоках джаза, особенностях джазовой музыки. |
|
Музыкальные диски |
|
«Молитва» («негритянский спиричуэле» в исполнении Махелии Джексон, «Блюз Западной окраины» в исполнении Л. Армстронга, «Регтайм», муз. С. Джоплина. |
Конспект |
|
21 |
Джаз - дитя двух культур |
|
Рассказать о возникновении джаза, характерных чертах джазовой музыки, инструментальном составе. |
|
Музыкальные диски |
|
(из «Ленинградского Диксиленда») «Развлекатель», С. Джоплин; «Блюз толстогубого», Д. Оливер; «Джаз», муз. Я. Дубравина, сл. В. Суслова. |
Выучить песню |
|
22 |
Джаз и европейский симфонизм - неожиданный сплав |
|
Доказать, что симфония, с присущей ей способностью обобщать, видеть единое в разном, даже противоположном, может сыграть важную объединяющую роль в современном мире музыки. |
|
Музыкальные диски |
|
Дж. Гершвин (1898-1937) Первый концерт для фортепиано с оркестром (фрагмент); «Джаз», муз. Я. Дубравина, сл. В. Суслова. |
Конспект |
|
23 |
От оперы к оперетте |
|
Напомнить историю возникновения жанра оперы; дать определение «оперетта», определить характерные особенности жанра. |
|
Музыкальные диски |
|
И. Дунаевский «Песня об Одессе», сцена «Выход Ларисы и семи кавалеров» из оперетты «Белая акация». |
Конспект |
|
24 |
Мюзикл. Любовь - вечная тема в искусстве. Периоды развития |
|
Дать определение мюзикла; выявить характерные особенности; определить жанровые категории мюзикла. |
|
Музыкальные диски |
|
Л. Бернстайн (1918-1990) «Вестсайдская история» (слушание), «Домик на окраине», музыка В. Мигули, слова Р. Рождественского. |
Выучить песню |
|
25 |
Мюзикл. Любовь - вечная тема в искусстве. Периоды развития |
|
Проследить эволюцию развития мюзикла (зародившись как легкое развлекательное представление с песнями и танцами, мюзикл со временем превратился в театральное действо, достойное оперы и балета). |
|
Музыкальные диски |
|
Ария Эсмеральды «Аве Мария», «Ве11е» из мюзикла «Нотр-Дам де Пари», муз. Ришара Коша-на, (Cocciante), автор сюжета Люк Пламмонд. |
Конспект |
|
26 |
От оперы к рок-опере |
|
Показать взаимосвязь традиций и новаторства, приведших к появлению гениальных образцов современной музыки. |
|
Музыкальные диски |
|
А. Рыбников «Юнона» и «Авось», Р. Уотерс «Обратная сторона Луны» («Пинк Флойд») (фрагменты). |
Конспект |
|
27 |
«Легкая» музыка в драматических спектаклях |
|
Показать, что творческий поиск композитора может открыть в легкой музыке новые грани, дав им возможность оживить драматическое полотно спектакля. |
|
Музыкальные диски |
|
Песня и частушки Варвары из оперы «Не только любовь» Р. Щедрина. |
Выучить песню |
|
28 |
Слияние музыки двух столетий - рождение нового шедевра |
|
Подчеркнуть жизненность искусства прошлого, которое обогащает музыкальную культуру современности; провести параллель сквозь века XIX-XX, показать, что музыка Бизе по строю чувств, образности не менее современна для нас, чем музыка наших современников; закрепить жанр «сюита», «хабанера». |
|
Музыкальные диски |
|
«Кармен-сюита» Р. Щедрина (Вступление, Выход Кармен и хабанера, Сцена гадания), романс Николая и Кончиты А. Рыбникова. |
Биография Щедрина |
|
29 |
Роль «легкой» и «серьезной» музыки в драматическом спектакле |
|
Определить значение термина «легкая» музыка на примере музыки А. Хачатуряна. |
|
Музыкальные диски |
|
«Галоп» и «Вальс» А. Хачатуряна, «Вальс-фантазия» М. Глинки, «Романс Николая и Кончиты» А. Рыбникова, «Друг для друга», муз. В. Иванова, сл. В. Некляева. |
Конспект |
|
30 |
Два протока могучей реки |
|
Показать взаимосвязь «легкой» и «серьезной» музыки; рассказать о драматической роли развлекательной песенки в опере «Риголетто» Д. Верди. |
|
Музыкальные диски |
|
«Песенка Герцога» (фрагмент финала из оперы Риголетто). |
Выучить песню |
|
31 |
Обобщение темы «Взаимопроникновение легкой и серьезной музыки» |
|
Подчеркнуть значение взаимопроникновения легкой и серьезной музыки; на примере незнакомых произведений доказать, что традиции и новаторство - единая часть творческого процесса. |
|
Музыкальные диски |
|
А. Шнитке «Фрагмент симфонии № 1», Л. Бетховен «Аллегретто» (из фортепианной сонаты № 17) в современной обработке (возможен дуэт польских пианистов «Марэк и Вацэк»), исполнение песен В. Иванова «Друг для друга», Л. Квинт «Здравствуй, мир!». |
Конспект |
|
32 |
Великие наши «современники». Л. Бетховен |
|
Показать «современность» Л. Бетховена через отражение композитором жизни во всем ее многообразии, через новизну музыкального языка и значимость содержания его произведений. |
|
Музыкальные диски |
|
Л. Бетховен «Экоссезы», «Рондо-каприччио» («Ярость по поводу утраченного гроша»), финал симфонии № 9. |
Биография Бетховена |
|
33 |
Человек и народ - герои М. П. Мусоргского |
|
Показать «современность» музыки М. П. Мусоргского через созвучие его произведений сегодняшнему времени. |
|
Музыкальные диски |
|
Концертная сюита для фортепиано по опере М. Мусоргского «Борис Годунов». И. Худолей. Фрагменты из оперы М. Мусоргского «Борис Годунов»: «Пролог. 1-я картина» (фрагмент), «Песня Варлаама», хор «Расходилась, разгулялась...». Вступление к опере М. Мусоргского «Хованщина» -«Рассвет на Москва-реке». |
Конспект |
|
34 |
Традиции и новаторство в творчестве С. С. Прокофьева. Обобщение тем года |
|
Показать, в чем заключалось новаторство музыки С. С. Прокофьева и какова связь с традициями; обобщить темы года. |
|
Музыкальные диски |
|
«Танец рыцарей», «Джульетта-девочка», «Ромео и Джульетта перед разлукой» - фрагменты из балета «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева; песни по желанию ребят. |
|
|