На главную Документация Методическая копилка Содержание
Тема: «Химический состав растений»
Цели: Познакомить с химическим составом растений; дать представление о минеральных и органических веществах, о различном содержании воды в органах растений; закреплять навыки обращения с лабораторным оборудованием.
Оборудование: схема: «Химический состав растений», таблица: «Содержание органических веществ в семенах культурных растений», стакан с водой, пробирки, йод, марлевые салфетки, сухое горючее, семена подсолнечника, лист чистой белой бумаги, кусочки стебля, корня растений, металлическая пластинка, держатель.
Ход урока
Ι. Организационный момент, сообщение темы и цели урока.
(На доске: тема урока, головоломка, схема)
-На сегодняшнем уроке мы познакомимся с химическим составом растений, а также узнаем о различном содержании воды в органах растений; использовании растений человеком.
ΙΙ. Проверка знаний
-Ребята, какие плоды в зависимости от количества воды в околоплоднике различают? (сухие и сочные)
-По количеству семян плоды разделяют на… (односемянные и многосемянные).
А) Игра «Ромашка»
- сочный плод с мякотью, покрытой снаружи тонкой кожицей. Внутри плодов много мелких семян. (ягода)
- в образовании этого плода, кроме завязи, принимают участие нижние части тычинок, лепестков, чашелистиков и цветоложе. (яблоко)
- у этого плода семена лежат в сочной мякоти плода, наружный слой околоплодника деревянистый. (тыквина)
- какие растения имеют ягодовидный плод, называемый гесперидий или померанец. (лимон, апельсин)
- сочный плод с тонкой кожицей, мякотью и одревесневшим внутренним слоем околоплодника - косточкой, внутри которой находится одно семя. (костянка)
- на белом коническом сухом цветоложе расположены многочисленные сочные костянки. (многокостянка)
- околоплодник жесткий, деревянистый. Семя лежит свободно. (орех)
- околоплодник менее жесткий, чем у ореха, у основания плод окружен чашевидной плюской (защитным покровом). (желудь)
- сухой плод, околоплодник которого прилегает к единственному семени, но не срастается с ним. (семянка)
- сухой плод, у которого пленчатый околоплодник срастается с семенной кожурой единственного семени. (зерновка)
- сухой плод, который вскрывается двумя створками. (боб)
- как и боб, имеет две створки, но семена располагаются не на створках, а на перегородке плода. (стручок)
- такие плоды развиваются у льна, хлопчатника, мака, фиалки, табака, тюльпана. Многочисленные семена этих растений высыпаются через специальные отверстия или трещины в стенке. (коробочка)
Б) Головоломка
- Решите головоломку вписав способы распространения плодов и семян.
ΙΙΙ. Изучение нового материала
1. -Вы уже знаете, что все живые организмы имеют сходный химический состав. Они состоят из воды, минеральных и органических веществ (белков, жиров, углеводов).
К органическим веществам, которые называют углеводами, относят крахмал, глюкозу, сахар и ряд других.
Проведя опыты, мы с вами убедимся, что из этих веществ состоят и растения.
- Прочтите инструктивную карточку.
Инструктивная карточка
1. Положи в пробирку кусочки корня, стебля и листьев и нагрей на слабом огне. Что появилось на стенке пробирки? Какой вывод можно сделать?
2. Сжечь растение на металлической пластинке: какие вещества сгорают, а какие остаются? Какой вывод можно сделать?
3. Положи на бумагу семена подсолнечника и раздави их. Что появилось на бумаге? Как это можно объяснить?
4. Возьми немного муки, сделай из неё тесто, заверни в марлю и промой в стакане с водой. Что осталось на марле? - Клейкая масса, которая называется растительным белком. Какой вывод можно сделать?
5. В стакан с мутной водой, в которой промывали тесто, добавь 2-3 капли йода. Капни раствором йода на срез клубня картофеля. Что ты наблюдаешь? Как это можно объяснить?
2. Проведение опыта.
6. Начерти таблицу «Вещества растений» и заполни её.
Вещества растений
Что брали |
Что делали |
Что наблюдали |
Вывод |
Опыт 1 |
|
|
|
Опыт 2 |
|
|
|
7. Сделай общий вывод о химическом составе растений и запиши его в тетрадь.
ΙV. Физкультминутка.
-Таким образом, в состав растений входят органические вещества (белки, жиры, углеводы), минеральные вещества и вода.
В органах различных растений содержится неодинаковое количество воды, органических и минеральных веществ. Так, в листьях капусты 90% воды, в плодах огурцов ее еще больше — 96%, а в созревших семенах воды содержится всего 5—15% от общей массы. Молодые растущие органы содержат до 90—95% воды, а одревесневшие всего около 50%. Это связано с тем, что вода необходима для всех жизненно важных процессов, происходящих в организме растений. Поэтому клетки, в которых активно протекают процессы жизнедеятельности, всегда содержат много воды. В семенах минеральных солей содержится в среднем 3%, в корнях и стеблях — 4—5%, в листьях — 10—15% массы, остальное приходится на органические вещества.
Одинаковые части разных растений могут содержать различное количество веществ.
-Посмотрите на таблицу в учебнике на стр. 155, здесь показано различное содержание веществ в семенах пшеницы и подсолнечника.
В семенах всех растений органических веществ значительно больше, чем воды и минеральных веществ. Соотношение веществ в органах растений тоже может быть различно. Так, в зерновках пшеницы белков 18%, углеводов 69%, жиров 2%, а в семенах подсолнечника белков 26%, углеводов 16%, жиров 44% . В состав растений в очень малых количествах входят и другие органические вещества, например витамины.
Растение |
Содержание в % от общей массы |
||
белков |
углеводов |
жиров |
|
горох |
23,4 |
69 |
2 |
пшеница |
18 |
60 |
2,1 |
кукуруза |
10 |
70 |
4,6 |
рис |
7 |
63 |
2,3 |
подсолнечник |
26 |
16 |
44 |
Минеральные и органические вещества используются для построения тела растений, а также принимают участие в различных процессах жизнедеятельности, протекающих в растениях. Недостаток или отсутствие какого-либо вещества нарушает нормальное развитие растения и может привести его к гибели.
Человек использует вещества, входящие в состав растений. Чтобы получить муку и крупу, содержащие углеводы и белки, выращивают пшеницу, рожь, ячмень, кукурузу, овес, просо, рис, гречиху. Семена гороха, бобов, сои, чечевицы богаты белком. Подсолнечник, хлопчатник, лен, конопля, арахис, соя и другие масличные культуры нужны для получения растительных жиров. Растения используют для получения каучука, спирта, скипидара, различных лекарственных и косметических препаратов и многих других продуктов, важных для человека.
V. Закрепление изученного.
1. Какие вещества входят в состав растений?
2. Какие неорганические вещества входят в состав растений?
3. Какие органические вещества входят в состав растений?
4. Во всех ли частях растения содержится одинаковое количество воды?
5. Каких веществ больше всего в семенах растений?
-Для закрепления изученного материала заполните схему на стр.156 учебника.
VΙ. Итог урока.
-На сегодняшнем уроке мы с вами повторили материал прошлых уроков, познакомились с химическим составом растений, проводя различные опыты на содержание органических и неорганических веществ, узнали о различном содержании воды в органах растений, а также белков жиров и углеводов в семенах; и об использовании растений человеком.
VΙΙ. Домашнее задание: §32