На главную             Документация         Методическая копилка      Содержание

 

 

         Тема: «Химический состав растений»

         Цели: Познакомить с химическим составом растений; дать представление о минеральных и органических веществах, о различном содержании воды в органах растений; закреплять навыки обращения с лабораторным оборудованием.

         Оборудование: схема: «Химический состав растений», таблица: «Содержание органических веществ в семенах культурных растений», стакан с водой, пробирки, йод, марлевые сал­фетки, сухое горючее, семена подсолнечника, лист чистой белой бумаги, кусочки стебля, корня растений, металлическая пластинка, держатель.

Ход урока

Ι. Организационный момент, сообщение темы и цели урока.

(На доске: тема урока, головоломка, схема)

                -На сегодняшнем уроке мы познакомимся с химическим составом растений, а также узнаем о различном содержании воды в органах растений; использовании растений человеком.

ΙΙ. Проверка знаний

         -Ребята, какие плоды в зависимости от количества воды в околоплоднике различают? (сухие и сочные)

         -По количеству семян плоды разделяют на… (односемянные и многосемянные).

         А) Игра «Ромашка»

                   - сочный плод с мякотью, покрытой снаружи тонкой кожицей. Внутри плодов много мелких семян. (ягода)

                   - в образовании этого плода, кроме завязи, принима­ют участие нижние части тычинок, лепестков, чашелис­тиков и цветоложе. (яблоко)

                   - у этого плода семена лежат в сочной мякоти плода, наружный слой околоплодника деревянистый. (тыквина)

                   - какие растения имеют ягодовидный плод, на­зываемый гесперидий или померанец. (лимон, апельсин)

                   - сочный плод с тонкой кожицей, мя­котью и одревесневшим внутренним слоем околоплодни­ка - косточкой, внутри которой находится одно семя. (костянка)

                   - на белом коническом сухом цветоложе рас­положены многочисленные сочные костянки. (многокостянка)

                   - околоплодник жесткий, деревянистый. Семя лежит свободно. (орех)

                   - околоплодник менее жесткий, чем у ореха, у основания плод окружен чашевидной плюской (за­щитным покровом). (желудь)

                   - сухой плод, околоплодник которого при­легает к единственному семени, но не срастается с ним. (семянка)

                   - сухой плод, у которого пленчатый око­лоплодник срастается с семенной кожурой единственно­го семени. (зерновка)

                   - сухой плод, который вскрывается двумя створ­ками. (боб)

                   - как и боб, имеет две створки, но семена располагаются не на створках, а на перегородке плода. (стручок)

                   - такие плоды развиваются у льна, хлопчатника, мака, фиалки, табака, тюльпана. Многочисленные семена этих растений высыпаются через специальные отверстия или трещины в стенке. (коробочка)

         Б) Головоломка

- Решите головоломку вписав способы распространения плодов и семян.

ΙΙΙ. Изучение нового материала

         1.       -Вы уже знаете, что все живые организмы имеют сход­ный химический состав. Они состоят из воды, минераль­ных и органических веществ (белков, жиров, углеводов).

         К органическим веществам, которые называют угле­водами, относят крахмал, глюкозу, сахар и ряд других.

         Проведя опыты, мы с вами  убедимся, что из этих веществ состоят и растения.

         - Прочтите инструктивную карточку.

Инструктивная карточка

1. Положи в пробирку кусочки корня, стебля и листьев и нагрей на слабом огне. Что появилось на стенке пробирки? Какой вывод можно сделать?

2. Сжечь растение на металлической пластинке: какие вещества сгорают, а какие остаются? Какой вывод можно сделать?

3. Положи на бумагу семена подсолнечника и раздави их. Что появилось на бумаге? Как это можно объяснить?

4. Возьми немного муки, сделай из неё тесто, заверни в марлю и промой в стакане с водой. Что осталось на марле? - Клейкая масса, которая называется растительным белком. Какой вывод можно сделать?

5. В стакан с мутной водой, в которой промывали тесто, добавь 2-3 капли йода. Капни раствором йода на срез клубня картофеля. Что ты наблюдаешь? Как это можно объяснить?

         2. Проведение опыта.  

6. Начерти таблицу «Вещества растений» и заполни её.

Вещества растений

Что брали

Что делали

Что наблюдали

Вывод

Опыт 1

 

 

 

Опыт 2

 

 

 

 

7. Сделай общий вывод о химическом составе растений и запиши его в тетрадь.

ΙV. Физкультминутка.

         -Таким образом, в состав растений входят органиче­ские вещества (белки, жиры, углеводы), минеральные вещества и вода.

         В органах различных растений содержится неодина­ковое количество воды, органических и минеральных веществ. Так, в листьях капусты 90% воды, в плодах огурцов ее еще больше — 96%, а в созревших семенах воды содержится всего 5—15% от общей массы. Моло­дые растущие органы содержат до 90—95% воды, а одре­весневшие всего около 50%. Это связано с тем, что вода необходима для всех жизненно важных процессов, про­исходящих в организме растений. Поэтому клетки, в ко­торых активно протекают процессы жизнедеятельности, всегда содержат много воды. В семенах минеральных солей содержится в среднем 3%, в корнях и стеблях — 4—5%, в листьях — 10—15% массы, остальное прихо­дится на органические вещества.

         Одинаковые части разных растений могут содержать различное количество веществ.

         -Посмотрите на таблицу в учебнике на стр. 155, здесь показано различное содержание веществ в семенах пшеницы и подсолнечника.

         В семенах всех растений органических веществ зна­чительно больше, чем воды и минеральных веществ. Со­отношение веществ в органах растений тоже может быть различно. Так, в зерновках пшеницы белков 18%, угле­водов 69%, жиров 2%, а в семенах подсолнечника белков 26%, углеводов 16%, жиров 44% . В состав растений в очень малых количествах входят и другие орга­нические вещества, например витамины.

        

Растение

Содержание в % от общей массы

белков

углеводов

жиров

горох

23,4

69

2

пшеница

18

60

2,1

кукуруза

10

70

4,6

рис

7

63

2,3

подсолнечник

26

16

44

           

         Минеральные и органические вещества используются для построения тела растений, а также принимают учас­тие в различных процессах жизнедеятельности, проте­кающих в растениях. Недостаток или отсутствие како­го-либо вещества нарушает нормальное развитие расте­ния и может привести его к гибели.

         Человек использует вещества, входящие в состав рас­тений. Чтобы получить муку и крупу, содержащие угле­воды и белки, выращивают пшеницу, рожь, ячмень, ку­курузу, овес, просо, рис, гречиху. Семена гороха, бобов, сои, чечевицы богаты белком. Подсолнечник, хлопчат­ник, лен, конопля, арахис, соя и другие масличные культуры нужны для получения растительных жиров. Растения используют для получения каучука, спирта, скипидара, различных лекарственных и косметических препаратов и многих других продуктов, важных для человека.

V. Закрепление изученного.

1. Какие вещества входят в состав растений?

2. Какие неорганические вещества входят в состав растений?

3. Какие органические вещества входят в состав растений?

4. Во всех ли частях растения содержится одинаковое количество воды?

5. Каких веществ больше всего в семенах растений?

-Для закрепления изученного материала заполните схему на стр.156 учебника.

VΙ. Итог урока.

         -На сегодняшнем уроке мы с вами повторили материал прошлых уроков, познакомились с химическим составом растений, проводя различные опыты на содержание органических и неорганических веществ, узнали о различном содержании воды в органах растений, а также белков жиров и углеводов в семенах; и об использовании растений человеком.

VΙΙ. Домашнее задание: §32

 

 
Яндекс Реклама на Яндексе Помощь Спрятать
Яндекс.Словари
Сайт создан в системе uCoz